В преддверии светлого праздника Пасхи на уроках основ духовно-нравственной культуры народов России.

Автор: | 16.04.2017

 

1

Учащиеся четвертых классов на уроке основ духовно-нравственной культуры народов России узнали не только о воскресении Христа и откуда пошла традиция красит яйца на Пасху, какие бывают виды пасхальных яиц, но и сами попробовали свои силы в росписи писанок.

Пасхальные яйца бывают разными. Как правило, они называются по способу покраски. Например, яйца одного цвета – это крашенки, яйца в узор – драпанки, яйца с точечным рисунком – крапинки. Самые красивые яйца – писанки, то есть расписанные вручную.

Мастерить поделки к Пасхе своими руками – традиция давняя. Это не просто рукоделие, в самодельных пасхальных сувенирах выражается жизнеутверждающая суть Светлого Праздника. Именно поэтому пасхальные поделки принято дарить, и нельзя отказываться, если подобным отдариваются. Если есть возможность, дарить хоть что-нибудь, соответствующее пасхальной символике, нужно просто встречным на улице: этот праздник древнее любой из признающих его религий и означает то, что у всех благих верований общее.

Праздник Пасхи первоначально был сельскохозяйственным первостепенной важности праздником весеннего сева и отмечался в ровеснике Древнего Египта – Шумере. К концу каменного века земледелие уже было развито в предгорных оазисах, которые скоро оказались перенаселены. Часть населения была вытеснена на плодородные, но засушливые равнины; выжили и дали начало цивилизации те, кто имел возможность обеспечить орошение посевных площадей, но это было во всех отношениях труднее, чем прокопать арык от горного ручья на поле. Именно необходимость координировать для выживания совместные усилия породила государственные механизмы.

В Египте урожаи гарантировали разливы Нила, истоки которого в экваториальном поясе со стабильным климатом. Истоки Тигра и Евфрата, орошающих родину шумерской культуры Двуречье (или Междуречье, Месопотамию) – вблизи северной границы субтропиков, и угадать время сева здесь было куда сложнее. Шумерам пришлось напрячь всю свою наблюдательность, сообразительность и заложить основы астрономии, чтобы вывести в конце концов алгоритм вычисления даты начала сева: первое воскресенье сразу после первого весеннего полнолуния, т.е. первого полнолуния после весеннего равноденствия. Установлена ими была эта закономерность не позднее 3500 г. д. н. э; некоторые ученые считают, что шумеры дату праздника весеннего сева уже знали, а их предшественники научились ее определять прим. за 6000 лет д. н. э. В дальнейшем развитие агротехники, систем ирригации, изменения климата и астрономические факторы (напр., прецессия земной оси) сдвинули сроки сельхозработ, позволили расширить зону земледелия и снизить зависимость урожайности от климатических факторов. Тем не менее, у семитских народов день начала сева остался главным праздником в году. О его первоначальном значении забыли, но Пасха сохранила значение праздника возрождения и торжества жизни. Исторический счет тогда шел не по годам, а по событиям, и не удивительно, что важнейшие из них, при отсутствии общей даты начала летоисчисления и писаной организованной историографии, оказались привязанными к Пасхе.

Занятие так увлекло ребят, что некоторые расписали по два яйца.