«Школа — правовое пространство»

Автор: | 27.02.2020

Все согласятся с тем, что подготовиться к полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Такие условия могут  и должны быть созданы в современных образовательных учреждениях. Важной особенностью таких учреждений является то, что для ребенка это пространство проб, в котором происходит саморазвитие, реализация социальных качеств, формирование социальной компетентности и ответственности, не всегда носящие обязательный, внешне регламентированный характер и потому обеспечивающие его развитие.

Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире, стать собственным мировоззрением.
Для создания такого пространства мы реализуем программу «Школа – правовое пространство», она станет шагом на пути к построению работы по просвещению, правовому развитию детей и их родителей, соблюдению и защите прав детей.

Программу реализовывают Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса Назарова Марта Михайловна и координатор ШСП Васильева Ирина Николаевна.

 

Школьная служба примирения (ШСП) — это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по предотвращению конфликтов и работу по мирному урегулированию конфликтных ситуаций.

В школьной службе примирения (ШСП)  работают сами школьники, это ученики 8Б класса нашей школы. Они прошли курсы по программе правового образования «Я и право» в 2013-2014 уч. г., получили сертификаты Уполномоченного по правам ребенка в РС(Я). Они же являются медиаторами.

Почему ребята выполняют обязанности медиатора? Потому, что:

• подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками «на одном языке», так как работают по методике «сверстник-сверстнику»;

• во-вторых, ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;

• работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;

• это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

Основное направление нашей работы – предупреждение, профилактика конфликтных ситуаций. Что мы проводим по данному направлению? Мы консультируем детей и родителей, регулярно проводим тематические классные часы такие, как «Что такое конфликт?», «Как избежать конфликтов», «Ваш правовой статус: права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия», «Конфликтные ситуации и способы их преодоления», акцию «Дети детям», показ видеороликов , выпуск стенгазет «Зачем нужна дисциплина?», выступаем на родительских собраниях, в ходе которых информируем о деятельности службы, проводим игры, групповые занятия. Кроме этого, мы  содействуем устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае служба работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами.

Также, создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба, сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.

Основные принципы, которые мы должны соблюдать при разборах конфликтных ситуаций: нейтральность, конфиденциальность, ответственность. Это означает, что мы должны нейтрально относиться к участникам конфликта, не должны разглашать и делиться с другими с данной ситуацией и, конечно же, ответственно выполнить свою работу, чтоб стороны пришли к компромиссу.