Психологический кружок «Гармония»

Автор: | 14.04.2020

 

Психологический кружок «Гармония».

Задания для детей из социально-педагогической группы

Занятие: «Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления»

Цель занятия — развитие мышления у обучающихся: наглядно-образного, словесно-логического (устанавливать логические связи и отношения между понятиями, обобщать, систематизировать, классифицировать, абстрагировать, выделять существенные признаки, сравнивать).

Задание 1.

Цель: научить устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – сверху «Лошадь», снизу – «Жеребенок». Какая между ними связь?   …Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – сверху одно слово – «Корова», а снизу — четыре слова на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относиться к слову «Корова» как «Жеребенок» к «Лошади», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово «Теленок». Значит нужно установить, как связаны слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».

Образец:

 Лошадь Корова
Жеребенок Пастбище, рога, молоко, теленок
 Собака Щука
Шерсть Река, Рыба, удочка, чешуя

 

Задания для самостоятельной работы обучающихся:

Задание 1

Тонкий Безобразный
Толстый Красивый, жирный, грязный, веселый
  1.  
Свинец Пух
Тяжелый Перина, перья, легкий, куриный

3.

Ложка Вилка
Каша Нож, тарелка, мясо, посуда

4.

 Коньки Лодка
Зима Каток, весло, лето, река

5.

Школа Больница
Обучение Доктор, учреждение, лечение, больной

6.

Паровоз Конь
Вагоны Поезд, овес, телега, конюшня

7.

Песня Картина
Глухой Художник, слепой, рисунок, больной

8.

Дом Хлеб
Строитель Мука, зерно, пекарь, масло

Задание 2

Цель: развитие образного мышления.

  1. Инструкция: внимательно посмотри на рисунок. Сложи из палочек такую же фигуру. Можно использовать счетные палочки, либо спичку.

Рисунок 1

Инструкция: переставь 4 палочки так, чтобы из стрелок получилось четыре треугольника (обучающимся данный рисунок не выдается).

Рисунок 2

Инструкция: внимательно посмотри на рисунок. Сложи из палочек такую же фигуру.

Рисунок 3

Инструкция: переложи 2 палочки так, чтобы фигура похожая на корову, смотрела в другую сторону (обучающимся данный рисунок не выдается).

Рисунок 4

Задание 3

Цель: развитие словесно-логического мышления (обобщение, систематизация).

Инструкция: прочитай слова.

Стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.

Инструкция: раздели слова на группы так, чтобы каждой группе можно было дать общее название. Слова одной группы подчеркни зеленым цветом, а слова другой группы красным.

Инструкция: назови каждую группу слов одним названием.

  1. Вера,  Надя,  Света,  Оля.    Это ________________________________.
  2. А,  Б,  В,  Г.    Это _____________________________________.
  3. Понедельник,  вторник,  среда,  суббота.   Это ________________________________.
  4. Ручка,  карандаш,  линейка,  тетрадь.    Это __________________________________.
  5. Заяц,  волк,  лиса,  медведь.    Это __________________________________________.
  6. Корова,  собака,  овца,  кошка.    Это _______________________________________.
  7. Москва,  Новокузнецк,  Кемерово,  Прокопьевск.    Это _______________________.
  8. Ботинки,  туфли,  сапоги,  лапти.    Это ____________________________________.

Инструкция: Раздели на две группы следующие числа:

1,  12,  3,  14,  5,  16,  7,  18,  9,  10.

Четные числа ____________________________________________________.

Нечетные числа __________________________________________________.

Однозначные числа _______________________________________________.

Двузначные числа ________________________________________________.

Инструкция: существительные: ель,  гриб,  сосна,  дерево,  земляника,  гнездо, солнце,  одуванчик,  окно,  брошь – раздели на группы по родам.

Существительные женского рода подчеркни одной чертой;

Существительные мужского рода подчеркни двумя чертами;

Существительные среднего рода подчеркни волнистой линией.

Задание 4

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Инструкция: посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым.

Рисунок 5

Инструкция: внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности.

Рисунок 6

Задание 5.

Цель: развитие словесно-логического мышления (обобщение, абстрагирование, умение выделять существенные признаки).

Инструкция: даны  4  слова,  3  слова связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Найди это «лишнее» слово и подчеркни его.

Например:

Василий,  Фёдор,  Семен,   Иванов.

ИМЕНА                     ФАМИЛИЯ

Задания для самостоятельной работы

  1. Ботинки,  сапоги,  шнурки,  валенки.
  2. Маленький,  дряхлый,  старый,  ветхий.
  3. Молоток,  пила,  гвоздь,  топор.
  4. Треугольник,  отрезок,  длина,  квадрат,  круг.
  5. Дождь,  снег,  осадки,  град.
  6. Приставка,  предлог,  корень,  окончание.
  7. Учитель,  врач,  книга,  космонавт.
  8. Горький,  горячий,  кислый,  соленый.
  9. Грабеж,  кража,  нападение,  землетрясение.
  10. Самолёт,  человек,  корабль,  велосипед.

Задание 7

Цель: развитие словесно-логического мышления (сравнение).

Инструкция: реши задачи.

Задача. Саша грустнее, чем Толя. Толя грустнее, чем Коля. Кто из мальчиков самый грустный.

Решение.

_________________________________________________________________________

Грустный =====> Веселый

Ответ. Самый грустный _____________________________.

Задача. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех? Кто медленнее всех?

Решение.

__________________________________________________________________________

Медленный =====> Быстрый

Ответ. Самая быстрая __________________. Самая медленная __________________.

Задача. Заяц слабее, чем стрекоза.  Заяц сильнее, чем медведь? Кто самый слабый?

Решение.

___________________________________________________________________________

Слабый =====> Сильный

Ответ. Слабее всего __________________.

 Рефлексия занятия