Психологический кружок «Гармония».
Задания для детей из социально-педагогической группы
Занятие: «Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления»
Цель занятия — развитие мышления у обучающихся: наглядно-образного, словесно-логического (устанавливать логические связи и отношения между понятиями, обобщать, систематизировать, классифицировать, абстрагировать, выделять существенные признаки, сравнивать).
Задание 1.
Цель: научить устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – сверху «Лошадь», снизу – «Жеребенок». Какая между ними связь? …Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – сверху одно слово – «Корова», а снизу — четыре слова на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относиться к слову «Корова» как «Жеребенок» к «Лошади», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово «Теленок». Значит нужно установить, как связаны слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».
Образец:
Лошадь | Корова |
Жеребенок | Пастбище, рога, молоко, теленок |
Собака | Щука |
Шерсть | Река, Рыба, удочка, чешуя |
Задания для самостоятельной работы обучающихся:
Задание 1
Тонкий | Безобразный |
Толстый | Красивый, жирный, грязный, веселый |
Свинец | Пух |
Тяжелый | Перина, перья, легкий, куриный |
3.
Ложка | Вилка |
Каша | Нож, тарелка, мясо, посуда |
4.
Коньки | Лодка |
Зима | Каток, весло, лето, река |
5.
Школа | Больница |
Обучение | Доктор, учреждение, лечение, больной |
6.
Паровоз | Конь |
Вагоны | Поезд, овес, телега, конюшня |
7.
Песня | Картина |
Глухой | Художник, слепой, рисунок, больной |
8.
Дом | Хлеб |
Строитель | Мука, зерно, пекарь, масло |
Задание 2
Цель: развитие образного мышления.
- Инструкция: внимательно посмотри на рисунок. Сложи из палочек такую же фигуру. Можно использовать счетные палочки, либо спичку.
Рисунок 1
Инструкция: переставь 4 палочки так, чтобы из стрелок получилось четыре треугольника (обучающимся данный рисунок не выдается).
Рисунок 2
Инструкция: внимательно посмотри на рисунок. Сложи из палочек такую же фигуру.
Рисунок 3
Инструкция: переложи 2 палочки так, чтобы фигура похожая на корову, смотрела в другую сторону (обучающимся данный рисунок не выдается).
Рисунок 4
Задание 3
Цель: развитие словесно-логического мышления (обобщение, систематизация).
Инструкция: прочитай слова.
Стол, чашка, стул, тарелка, чайник, шкаф, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.
Инструкция: раздели слова на группы так, чтобы каждой группе можно было дать общее название. Слова одной группы подчеркни зеленым цветом, а слова другой группы красным.
Инструкция: назови каждую группу слов одним названием.
- Вера, Надя, Света, Оля. Это ________________________________.
- А, Б, В, Г. Это _____________________________________.
- Понедельник, вторник, среда, суббота. Это ________________________________.
- Ручка, карандаш, линейка, тетрадь. Это __________________________________.
- Заяц, волк, лиса, медведь. Это __________________________________________.
- Корова, собака, овца, кошка. Это _______________________________________.
- Москва, Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск. Это _______________________.
- Ботинки, туфли, сапоги, лапти. Это ____________________________________.
Инструкция: Раздели на две группы следующие числа:
1, 12, 3, 14, 5, 16, 7, 18, 9, 10.
Четные числа ____________________________________________________.
Нечетные числа __________________________________________________.
Однозначные числа _______________________________________________.
Двузначные числа ________________________________________________.
Инструкция: существительные: ель, гриб, сосна, дерево, земляника, гнездо, солнце, одуванчик, окно, брошь – раздели на группы по родам.
Существительные женского рода подчеркни одной чертой;
Существительные мужского рода подчеркни двумя чертами;
Существительные среднего рода подчеркни волнистой линией.
Задание 4
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Инструкция: посмотри внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам платочек. Как ты думаешь, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым.
Рисунок 5
Инструкция: внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности.
Рисунок 6
Задание 5.
Цель: развитие словесно-логического мышления (обобщение, абстрагирование, умение выделять существенные признаки).
Инструкция: даны 4 слова, 3 слова связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Найди это «лишнее» слово и подчеркни его.
Например:
Василий, Фёдор, Семен, Иванов.
ИМЕНА ФАМИЛИЯ
Задания для самостоятельной работы
- Ботинки, сапоги, шнурки, валенки.
- Маленький, дряхлый, старый, ветхий.
- Молоток, пила, гвоздь, топор.
- Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
- Дождь, снег, осадки, град.
- Приставка, предлог, корень, окончание.
- Учитель, врач, книга, космонавт.
- Горький, горячий, кислый, соленый.
- Грабеж, кража, нападение, землетрясение.
- Самолёт, человек, корабль, велосипед.
Задание 7
Цель: развитие словесно-логического мышления (сравнение).
Инструкция: реши задачи.
Задача. Саша грустнее, чем Толя. Толя грустнее, чем Коля. Кто из мальчиков самый грустный.
Решение.
_________________________________________________________________________
Грустный =====> Веселый
Ответ. Самый грустный _____________________________.
Задача. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех? Кто медленнее всех?
Решение.
__________________________________________________________________________
Медленный =====> Быстрый
Ответ. Самая быстрая __________________. Самая медленная __________________.
Задача. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь? Кто самый слабый?
Решение.
___________________________________________________________________________
Слабый =====> Сильный
Ответ. Слабее всего __________________.
Рефлексия занятия