Сдача ЕГЭ – это проверка личностной зрелости школьника. Большинство современных исследователей утверждает, что к моменту окончания школы ребенок должен достичь такого уровня социальной и личностной зрелости, чтобы самостоятельно справлять с возникающими в его жизни проблемными ситуациями. Однако реальная практика показывает, что уровень личностной зрелости детей недостаточен, большинству из них свойственны черты инфантилизма, они нуждаются в помощи взрослого.
Учитель лучше, чем кто-либо другой знает уровень подготовленности ребенка к экзамену, его интеллектуальные возможности, кроме того, он как специалист лучше разбирается в индивидуальных особенностях школьника и может помочь ему правильно подготовиться и успешно сдать экзамен. Но учителя сами часто испытывают затруднения в плане психологической помощи детям, ограничиваясь общими советами, а часто и сами испытывают значительные психологические трудности. Поэтому предлагаем ряд рекомендаций, которые позволят учителю оказать адекватную психологическую помощь детям в ситуации сдачи ЕГЭ.
Как вести себя учителю на этапе подготовки школьников к ЕГЭ
Работа со школьниками
— Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ;
-Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ, старайтесь отвечать на эти вопросы. Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.
— Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;
— На этапе подготовке к ЕГЭ нужно помочь школьнику выстроить его индивидуальную стратегию сдачи ЕГЭ с учетом его уровня подготовленности и психологических особенностей.
— Необходимо использовать в практике обучения и контроля знаний тестовые задания, чтобы школьники знали, как с ними работать. Это позволит ребенку получить навык работы, что позволит эффективно справиться с такими типами заданий.
— Полезно на этапе подготовки поработать с бланковыми материалами, чтобы преодолеть имеющиеся у некоторых детей страх работы с бланками.
— Нужно попытаться откорректировать неадекватную самооценку школьника, так как от неё часто зависит эффективность сдачи ЕГЭ. Постарайтесь укрепить веру в себя у детей с заниженной самооценкой, сделать более реалистичной оценку собственных возможностей у детей с завышенной самооценкой.
— Окажите детям, особенно эмоционально нестабильным, психологическую поддержку перед экзаменом, помогите им снять предэкзаменационное напряжение, демонстрируйте спокойствие и уверенность.
— Не запугивайте детей, что они не сдадут ЕГЭ, так как у тревожных детей это может вызвать сильный стресс и привести парализации интеллектуальной деятельности и даже нервному срыву.
— Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;
— Помните, что для детей полезно пройти пробный ЕГЭ, так как он может помочь более реально оценить свои возможности, снять напряжение, обусловленное новизной и неизвестностью предстоящей процедуры сдачи экзамена, отработать навыки поведения в подобных обстоятельствах.
— Объясните детям их права и обязанности, связанные с ситуацией сдачи ЕГЭ, объясните им как можно более подробно, как им следует вести себя во время ЕГЭ. Расскажите им как можно более подробно о самой процедуре ЕГЭ, правилах поведения на экзамене, правилах работы с документацией и т.п.
-Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;
Работа с родителями
— Проведите родительское собрание, посвященное разъяснительной и профилактической работе с родителями школьников по поводу предстоящего ЕГЭ.
— Расскажите родителям о процедуре ЕГЭ, требованиях, которые он предъявляет к личности и предметной подготовленности учащихся, познакомьте их с возможными вариантами заданий, с технологией их выполнения.
-Расскажите родителям о самой процедуре ЕГЭ, о том какие права и обязанности имеет ребенок в процессе его сдачи.
— Накануне ЕГЭ постарайтесь довести до них информацию о том, где и когда будет проходить экзамен, какие документы он должен при себе иметь, о том, что запрещено приносить на экзамен.
-Постарайтесь довести до них информацию о реальных возможностях, уровне подготовленности и индивидуальных особенностях их ребенка, которые могут оказать влияние на результаты ЕГЭ. Если есть необходимость, помогите родителям и школьнику, определиться с тем, какие именно экзамены ему лучше выбрать для сдачи ЕГЭ, покажите сильные и слабые стороны ребенка.
— Если в этом есть необходимость, посоветуйте им обратиться за помощью к репетитору или психологу.
— Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;
— Объясните родителям, как им следует вести себя на этапе подготовки к ЕГЭ, чем они могут помочь своему ребенку. При этом важно, что убеждая родителей в значимости ЕГЭ, не прибегать к запугиванию, не создавать у них панических настроений, так как они могут заразить ими детей.
Таким образом, успешность сдачи единого государственного экзамена зависит от всех заинтересованных сторон этого процесса: учащихся, педагогов и родителей.