Урок-практикум в 8-м классе на тему «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов».

Автор: | 08.09.2016

Львов Евгений Михайлович

учитель химии

СОШ №9

г.Якутск , Республика Саха (Якутия)

Название работы: Урок-практикум в 8-м классе на тему «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов».

 

Тема урока. Урок-практикум в 8-м классе на тему «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов».

Тип урока: урок-практикум

Цели урока:

  • Закрепить теоретические навыки, полученные при изучении темы «Реакция ионного обмена»
  • Применить теоретические знания учащихся для решения практических задач
  • Продолжать формирование умений и навыков по составлению уравнений реакции
  • Уметь практически определить катионы и анионы, используя мультимедийную программу

Задачи урока:

  • Обучающие. Формировать у учащихся умение составлять план решения экспериментальной задачи, а также совершенствовать навыки работы с компьютером.
  • Развивающие. Развивать умение наблюдать, обобщать, делать логические выводы, работать с обучающей программой
  • Воспитательные. Повышение интереса к предмету.

Методы: Фронтальный опрос, беседа по проблемным вопросам, практическая работа с CD-ROM «Неорганическая химия», рефлексия.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, CD-ROM, «Неорганическая химия».

Ход урока-практикума.

Девиз урока: «Практика – критерий истины » (Записан на доске)

На доске записана дата, практическая работа №, тема.

  1. I) Вводная часть.

Учитель: У нас сегодня урок-практикум. Этот урок-практикум отличается от других практических работ тем, что мы будем работать с мультимедийным проектором. При этом с каждой группы выходят к доске двое. Один ученик работает с компьютером и определяет вещество, а другой у доски пишет уравнение реакции.

Учитель:  Сформулируйте тему урока и цель урока?

Ответ: Урок-практикум по теме «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов».

Учитель: Когда реакции ионного обмена идут до конца?

Ответ: Когда образуется осадок, газ, малодиссоцирующее вещество

Учитель: Предлагаю, не приступая к выполнению работы, побыть в роли теоретиков и поставить перед собой задачи урока.

Ответ: Задачи урока- научиться определять катионы и анионы в неорганических веществах, используя мультимедийную программу.

Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: практическая работа по теме «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов». Запишем тему в тетрадь. Девиз нашего сегодняшнего урока «Практика – критерий истины ». Цель работы: научиться практически определять катионы и анионы в неорганических веществах.

  1. II) Выполнение заданий.

Учитель: Решение экспериментальных задач по определению веществ, находящихся в пробирках без этикеток, предполагает ряд операций, по результатам которых можно определить какое вещество находится в той или иной пробирке. Первым этапом решения является мысленный эксперимент, представляющий собой план действий и их предполагаемые результаты (Запускаю программу). Для записи мысленного  эксперимента используется специальная таблица – матрица. В ней обозначаем формулы определённых веществ по горизонтали и вертикали. В местах пересечения формул взаимодействующих веществ записываются предполагаемые результаты.

Учитель: Растворы каких веществ можно взять, чтоб выпали осадки?

Ребята в группах предварительно обсуждают отдельные реакции и внешние характеристики веществ, чертят таблицу в тетрадях. Записывают формулы и предполагаемые результаты реакций в таблицу. При этом двое идут работать к доске. Один ученик определяет вещество с помощью мультимедийной программы, а второй ученик записывает уравнение реакции, анализируя результаты опыта и комментируя.

NH4OH CaCl2 Na2CO3 FeCl3
NH4OH X осадок
CaCl2 X осадок
Na2CO3 осадок X осадок
FeCl3 осадок осадок X

Остальные ребята наблюдают за демонстрацией и записывают уравнения реакции в рабочих тетрадях. После определения двух веществ к доске идут двое из другой группы.

III) Письменный отчёт.

  1. IV) Рефлексия.

Создаю условия для заключительной рефлексии.

Литература.

Габриелян О.С. Химия 8 класс, Дрофа 2003г.

Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. «Настольная книга                                   учителя» Химия 8 класс, Дрофа 2002г.