Учебные новости: Сквозной  курс «География Якутии» в 8 – 11 классах.

Автор: | 17.03.2017

Сквозной  курс «География Якутии» в 8 – 11 классах.

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн

В программе школьного образования в нашей стране нет курса «Основы геологии».  В курсе географии даются только самые общие понятия об элементах геологии как науки о Земле, а геология как никакая другая наука соединяет теорию с практикой, развивает теоретическое мышление, эстетические чувства через красоту природы и камня, экологическую культуру, активизирует любознательность и наблюдательность, тренирует память.

Этот пробел ликвидирует элективный курс «Геология Якутии».

2017-03-17_09-40-04

В 2010 году творческая группа учителей географии в составе  Припузовой Т.Г. , МОУ СОШ №9 им. М.И. Кершенгольца; Ильиной К.А., МОУ СОШ № 35; Егоровой З.Е, Местниковой С.В., МОУ СОШ № 7; Харитоновой С.М., Саха – Корейская СОШ составили  Программу  элективного курса  «Геология» для  8 – 9 классов. Программа рассчитана на 68 часов.

Данный элективный курс составлен на основе пособия для школьников «Геология», выпущенного в 2008 году Якутским Государственным университетом им. М.К. Аммосова, Государственным комитетом  Республики Саха (Якутия)  по геологии и недропользованию. Основной целью пособия является развитие у школьников интереса к геологической науке и их профессиональная ориентация. Авторами отдельных разделов являются кандидат геолого-минералогических наук, доцент К.К. Стручков, кандидат геолого-минералогических наук, доцент В.Н. Рукович, доктор геолого-минералогических наук профессор М.Л. Мельцер, кандидат геолого-минералогических наук, доцент Б.И. Попов, доктор геолого-минералогических наук, профессор М.Н. Железняк,  кандидат геолого-минералогических наук В.И. Фролов, кандидат геолого-минералогических наук кандидат доцент Б.Н. Туласынов, заместитель председателя Госкомитета  РС (Я)  по геологии и недропользованию Н.Д. Кириллин и другие.

Введение элективного курса «Геология Якутии» обусловлено тем, что он прививает интерес к геологической науке, способствует формированию исследовательских умений и навыков, дает возможность реализовать один из важнейших принципов обучения- индивидуализацию обучения.

Исключительно важное значение имеет краеведческий подход в обучении, который позволяет связать теоретический материал с практикой, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет показать примеры хозяйственного использования минеральных ресурсов.

Элективный курс состоит из двух согласованных блоков: «Общая геология» (42) и «Геология Якутии» (26 часов)

В процессе изучения учащиеся знакомятся с минералами, горными породами, полезными ископаемыми Якутии. На практических занятиях учащиеся работают с коллекцией горных пород и минералов, знакомятся с их происхождением, свойствами, обучаются способам их определения.

Таким образом, в результате изучения элективного курса учащиеся знакомятся с геологическим прошлым родного края, полезными ископаемыми и их применением в хозяйственной деятельности.

Припузова Т.Г. переработала программу, рассчитав календарно-тематическое планирование на 68 часов. Кроме того, учитывая специфику 10-11 классов, была усилена профориентационная составляющая. Большое внимание в курсе уделяется вопросам знакомства с полезными ископаемыми республики. В то же время, из-за недостатка часов, меньше внимания уделяется вопросам общей геологии.

В программе предусмотрено выполнение учащимися практических работ:

  1. «Составление схемы развития органического мира».
  2. «Классификация складок земной коры».
  3. «Определение свойств различных минералов Якутии. Составление шкалы твердости».
  4. «Определение географии распространения криогенных процессов на территории Якутии».
  5. «Нанесение на контурную карту основных месторождений рудных полезных ископаемых Якутии».
  6. «Комплексная характеристика одного из месторождений полезных ископаемых (по выбору)».

Также предусмотрены экскурсии:

  1. Подземная лаборатория Института Мерзлотоведения СО РАН
  2. Выставка «Сокровищница Республики Саха (Якутия)
  3. Минералогический музей Академии наук РС (Я)

Геологические знания позволят учащимся читать карты, составлять разрезы, различать горные породы, минералы, полезные ископаемые, некоторые виды окаменелостей, самостоятельно зарисовывать и описывать обнажение горных пород, отбирать образцы, видеть динамику геологических процессов.

    Результатом изучения элективного курса стала разработка классного проекта «Интерактивная карта «Полезные ископаемые Якутии».

Каждый учащийся разрабатывал свою часть проекта. Всего  23 мини-проекта.

Главная цель такой работы – интеллектуальное развитие учащихся, но попутно решаются такие важнейшие воспитательные задачи, как умение поставить цель и выполнить работу от начала до конца, навыки работы в коллективе и взаимной поддержки,  бережно относиться к окружающей природной среде. Кроме  того, это помогает учащимся в выборе профессии. И это в плане их дальнейшей жизни и для общества в целом может быть важнее тех конкретных знаний, которые они получают в ходе занятий.

Школой заключен договор с ГРФ СВФУ о сотрудничестве. Преподаватели университета помогают в проведении олимпиады по геологии, проводят профориентационные беседы.

В апреле месяце традиционно будет проходить олимпиада по геологии, с целью развития юношеского геологического движения города Якутска. Информация об олимпиаде публикуется на сайте школы.

Задачи олимпиады по геологии:

  • повышение интереса учащихся к изучению геологических наук, природных ресурсов Якутии;
  • создание условий для формирования профессиональной ориентации учащихся средствами геологии;
  • поддержка и развитие исследовательской деятельности учащихся;
  • выявление одаренных учащихся, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью в области геологии.

Приглашаем принять участие.