Тема занятия кружка «Книжная страна»: Житков Б.С. Рассказ «Мангуста»
Цель: Познакомиться с творчеством Б.Житкова и рассказом «Мангуста».
Задачи:
— Познакомиться с биографией писателя Б.Житкова, разобрать содержание рассказа;
— Формировать у школьников внимательное отношение к окружающему животному миру;
— Воспитать любовь к природе и животным.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Тест по рассказам Виктора Голявкина
Выбрать правильный ответ из предложенных:
- Кто в основном герои рассказов Виктора Голявкина?
1) девочки 2) мальчики 3) взрослые
- Как фамилия главного героя в рассказе В. Голявкина «В шкафу»?
1) Кошкин 2) Цыпкин 3) Уткин
- Что хотел сделать мальчик, когда залез в шкаф?
1) Гавкнуть 2) Мяукнуть 3) Кукарекнуть
- Почему мальчику не удалось пошалить?
1) Он засмеялся 2) Он передумал 3) Он уснул
- Как открыли шкаф?
1) Ключом 2) Разобрали 3)Взломали дверь
- Как можно назвать мальчика?
1) Драчун 2) Озорник 3) Храбрец
- Что согласился купить папа из рассказа «Карусель в голове»?
1) Велосипед 2) Самолёт 3) Мороженое
- Почему папа не купил все вещи, которые просил сын?
1) Сын плохо учился. 2) Сын плохо себя вёл. 3) Сын написал слова с ошибками.
- Почему мальчик решил записаться в секцию бокса в рассказе «В любом деле нужно уметь работать»?
- Ребята считали его самым сильным 2) Хотел стать профессиональным боксером 3) Развивать в себе силу удара
- В чем главная мысль рассказа «В любом деле нужно уметь работать»?
- К какому рассказу Голявкина подходят пословицы?
1) Грамоте учиться всегда пригодится.
2) Не будь самоуверен, а будь в деле примерен.
Знакомство с биографией Б.С.Житкова.
Борис Степанович Житков (1882—1938)
Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882г. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте. Мать – пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учёбы подружился с К.И. Чуковским.
После окончания Новороссийского университета становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге.
Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Неизгладимые впечатления остались у Бориса Степановича на всю жизнь от экзотических пейзажей Африки, Индии, Цейлона, Китая, Японии.
А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. В журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о дружбе и товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.
Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах. Рассказы о животных Бориса Житкова — это короткие истории отношений человека с животными. Житков описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности.
Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказал существенное влияние на многих детских писателей.
В его книгах есть борьба со злом, правды — с ложью
Прославляет такие качества как смелость, щедрость, великодушность
Высмеивает такие качества как себялюбивость, мелочность, трусливость
Умел говорить о главных, о самых существенных чертах человека.
Чтение рассказа «Мангуста» Б.Житкова
Анализ рассказа “Мангуста”.
- Кого хотел иметь герой рассказа?
- На какой остров приплыл пароход?
- Как узнал, что одна мангуста была ручная?
- Что больше всего любили мангусты?
- Чем питаются мангусты в дикой природе?
- Кого испугались люди на палубе?
- Какой длины был змей по рассказу Федора?
- Кто убил змея?
- Что вы знаете о мангустах?
Сведения о мангустах
Мангусты водятся в Индии. Длина его туловища достигает 40–50 см, хвост немного короче. Длинный жесткий мех серого цвета. волосы на концах с широкими белыми кольцами. Живут в норках. мангуст питается сладкими плодами, но предпочитает мясную пищу. Иногда он залезает в самые узкие щели и вытаскивает оттуда мышей, крыс, ящериц, змей и тому подобных животных, пойманных в их норах и логовах. Их хвалят и почитают за его победы над ядовитыми змеями. Индийский мангуст лучше других пригоден для приручения, потому что он в высшей степени опрятен, чист, весел, и относительно добродушен. Поэтому на родине его можно встретить во многих домах, как обычное домашнее животное. он быстро очищает дом от мышей и крыс.
Деятелен только днем. он действует так усердно и энергично, что никогда не уходит без добычи. Мангуст довольно добродушное животное, но при дурном расположении духа он, подобно злой собаке оскаливает зубы решительно на каждого, кто к нему приблизится: впрочем гнев его непродолжителен, и животное скоро успокаивается. С человеком мангуст сходится очень быстро; в короткий промежуток времени он так привыкает к своему хозяину, что следует за ним повсюду, спит вместе с ним, ест из его рук и вообще ведет себя, как домашнее животное.
— В чем главная мысль рассказа?
— Чему учит рассказ?
Домашнее задание: прочитайте рассказы или слушайте аудиокниги:
https://youtu.be/VWKZAmTLkjM Биография Б.С.Житкова
https://youtu.be/10w79iTQu20 Аудиокнига рассказ «Мангуста»