Кружок «Книжная страна»

Автор: | 22.04.2020

Тема занятия кружка «Книжная страна»: Житков Б.С. Рассказ «Мангуста»

Цель: Познакомиться с творчеством Б.Житкова и рассказом «Мангуста».

Задачи:

—  Познакомиться с биографией писателя Б.Житкова, разобрать содержание рассказа;

 — Формировать у школьников внимательное отношение к окружающему животному миру;

— Воспитать любовь к природе и животным.

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

Тест по рассказам Виктора Голявкина

Выбрать правильный ответ из предложенных:

  1. Кто в основном герои рассказов Виктора Голявкина?

1) девочки 2) мальчики 3) взрослые

  1. Как фамилия главного героя в рассказе В. Голявкина «В шкафу»?

1) Кошкин  2) Цыпкин  3) Уткин

  1. Что хотел сделать мальчик, когда залез в шкаф?

1) Гавкнуть 2) Мяукнуть 3) Кукарекнуть

  1. Почему мальчику не удалось пошалить?

1) Он засмеялся 2) Он передумал 3) Он уснул

  1. Как открыли шкаф?

1) Ключом 2) Разобрали  3)Взломали дверь

  1. Как можно назвать мальчика?

1) Драчун 2) Озорник 3) Храбрец

  1. Что согласился купить папа из рассказа «Карусель в голове»?

1) Велосипед  2) Самолёт  3) Мороженое

  1. Почему папа не купил все вещи, которые просил сын?

1) Сын плохо учился. 2) Сын плохо себя вёл. 3) Сын написал слова с ошибками.

  1. Почему мальчик решил записаться в секцию бокса в рассказе «В любом деле нужно уметь работать»?
  • Ребята считали его самым сильным 2) Хотел стать профессиональным боксером 3) Развивать в себе силу удара
  1. В чем главная мысль рассказа «В любом деле нужно уметь работать»?
  2. К какому рассказу Голявкина подходят пословицы?

1) Грамоте учиться всегда пригодится.

2) Не будь самоуверен, а будь в деле примерен.

Знакомство с биографией Б.С.Житкова.

Борис Степанович Житков (1882—1938)

Борис Степанович Житков родился 30 августа 1882г. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте. Мать – пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учёбы подружился с К.И. Чуковским.

После окончания Новороссийского университета становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге.

Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Неизгладимые впечатления остались у Бориса Степановича на всю жизнь от экзотических пейзажей Африки, Индии, Цейлона, Китая, Японии.

А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. В журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о дружбе и товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.

Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах. Рассказы о животных Бориса Житкова — это короткие истории отношений человека с животными. Житков описывает различные  невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности.

Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказал существенное влияние на многих детских писателей.

  В его книгах есть борьба со злом, правды — с ложью

  Прославляет такие качества как смелость, щедрость, великодушность

  Высмеивает такие качества как себялюбивость, мелочность, трусливость

  Умел говорить о главных, о самых существенных чертах человека.

 

Чтение  рассказа «Мангуста» Б.Житкова

Анализ  рассказа “Мангуста”.

  1. Кого хотел иметь герой рассказа?
  2. На какой остров приплыл пароход?
  3. Как узнал, что одна мангуста была ручная?
  4. Что больше всего любили мангусты?
  5. Чем питаются мангусты в дикой природе?   
  6. Кого испугались люди на палубе?
  7. Какой длины был змей по рассказу Федора?
  8. Кто убил змея?  
  9. Что вы знаете о мангустах?

Сведения о мангустах

Мангусты водятся в Индии. Длина его туловища достигает 40–50 см, хвост немного короче. Длинный жесткий мех серого цвета. волосы на концах с широкими белыми кольцами. Живут в норках. мангуст питается сладкими плодами, но предпочитает мясную пищу. Иногда он залезает в самые узкие щели и вытаскивает оттуда мышей, крыс, ящериц, змей и тому подобных животных, пойманных в их норах и логовах. Их хвалят и почитают за его победы над ядовитыми змеями. Индийский мангуст лучше других пригоден для приручения, потому что он в высшей степени опрятен, чист, весел, и относительно добродушен. Поэтому на родине его можно встретить во многих домах, как обычное домашнее животное. он быстро очищает дом от мышей и крыс.

Деятелен только днем. он действует так усердно и энергично, что никогда не уходит без добычи. Мангуст довольно добродушное животное, но при дурном расположении духа он, подобно злой собаке оскаливает зубы решительно на каждого, кто к нему приблизится: впрочем гнев его непродолжителен, и животное скоро успокаивается. С человеком мангуст сходится очень быстро; в короткий промежуток времени он так привыкает к своему хозяину, что следует за ним повсюду, спит вместе с ним, ест из его рук и вообще ведет себя, как домашнее животное.

 

— В чем главная мысль рассказа?

— Чему учит рассказ? 

Домашнее задание: прочитайте рассказы или слушайте аудиокниги:

 

https://youtu.be/VWKZAmTLkjM    Биография Б.С.Житкова

https://youtu.be/10w79iTQu20     Аудиокнига рассказ «Мангуста»