Практические рекомендации для выпускников при подготовке к экзаменам

Автор: | 08.05.2020

Практические рекомендации для выпускников при подготовке к экзаменам.

  1. Рисуйте в уме только ситуации успеха. Не программируйте свой мозг на неуспех. Мыслите позитивно.
  2. Формулируйте позитивные установки и формулы самовнушения. Например: сейчас я чувствую себя хорошо;  я могу расслабиться, а потом быстро собраться; я могу управлять своими внутренними ощущениями; я справлюсь в любой момент с любым напряжением, когда пожелаю; внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.
  3. Ваш оптимистический настрой будет способствовать мобилизации внутреннего физиологического ресурса организма  и Ваших интеллектуальных возможностей.
  4. Настройтесь на достижение своей цели, увидьте ее.
  5. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  6. Никогда не говорите фразы «попытаюсь» и «не могу». Они способны разрушить все ваши усилия для достижения успеха.
  7. Беспокойтесь на здоровье, но правильно:
  • Попробуйте разобраться, чего Вы боитесь, 
  • Предпримите действия, чтобы избежать этой ситуации,
  • Проясните все неточные сведения и состояние тревоги снизится.
  1. Дышите глубоко и ровно. Кислород необходим для эффективной работы мозга. Глубокое ритмичное дыхание снимает избыток напряженности и способствует лучшей концентрации внимания. При мобилизирующем  дыхании   — после вдоха задерживается дыхание. В случае сильного напряжения перед началом экзамена поможет успокаивающее дыхание — сделать вдох и затем глубокий выдох – вдвое длиннее вдоха.
  2. Рациональное питание — один из важнейших компонентов здорового образа жизни.    В это понятие входит как состав потребляемой пищи, так и ее количество.   

Известно, что нервной системой управляют гормоны.

Гор­мональный обмен, в частности, связан с питанием, стало быть, наше пита­ние отражается на состоянии нервной системы. В связи с этим можно дать некоторые рекомендации по правильному питанию в стрессовой ситуации.

  • Снятию стресса способствуют жевательные движения.
  • Перед стрессом можно увеличить в своем рационе количество про­дуктов с протеином: молоко, простокваша, фасоль, нежирное мясо и рыба.
  • После стресса следует употреблять продукты с повышенным содержа­нием углеводов: пшеничная мука, овсяные хлопья, картофель, сахаросодержащие. Углеводы снижают напряжение. Хорошо принимать их в пищу в конце дня. Действие протеина и углеводов ощущается через 20-30 минут.
  • Растительная пища в целом помогает в профилактике стресса.Следует помнить, что излишний вес — это хронический стресс. Поэтому      полезны умеренность в еде и разгрузочные дни.

 

Практические рекомендации для выпускников непосредственно

ДО и ВО время проведения ЕГЭ, ОГЭ

  1. Постарайся ничего не делать за день до начала экзамена. Если что-то осталось не доученным, лучше не пытайся заполнить пробелы за одни сутки. Расслабься, отдохни  и постарайся переключиться с предстоящего экзамена на что-либо.
  2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
  3. Соберись с мыслями, приведи в порядок свои эмоции.
  4. Смело входи в аудиторию с уверенностью, что все получится.
  5. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что «Я все знаю», «Я могу сдать экзамен», «Я сдам экзамен», «Я уверен в своих знаниях. Спокойно» и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
  6. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

— сядь удобно,

— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),

— задержка дыхания (2–3 секунды).

  1. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
  2. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
  3. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
  4. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
  5. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
  6.  Если тебе сложно сделать выбор, если ты сомневаешься в правильности ответа, то доверься своей интуиции.
  7. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  8.  Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это маловероятно. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно выполнить 70% заданий.

Практические рекомендации для родителей выпускников перед

предстоящими экзаменами.

  1. Организация рабочего места. Организация письменного стола ребенка значительно влияет на усвоение материала. Здесь прослеживается и связь между концентрацией внимания и эффективностью подготовки к экзамену. Если во время занятий ребенок будет использовать определенный стол, стул, то со временем будет значительно легче удаваться концентрация внимания. Поэтому, необходимо, чтобы ребенок работал в определенном месте.
  2. Если при подготовке к обычному экзамену можно использовать фоновую тихую музыку, то при подготовке к ЕГЭ музыки быть не должно.
  3. Повышайте уверенность детей в себе; чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. «Ну, ты же сдашь!» Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
  4. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  5. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок. Если ребенок занимается в течение нескольких часов без перерыва, такое занятие является непродуктивным, т. к. нарастает психическое утомление, даже если ребенок ощущает, что еще может продолжать что-то изучать. Известно, что наиболее благоприятно делать перерывы каждые 30 минут 2-3 минуты, через час после занятий нужно сделать паузу в 5 минут, после 2-х часов следует делать паузу в 20-30 минут.
  6. Помогите детям распределить темы при подготовке по дням. Так вы сможете контролировать ребенка. Например, вы знаете, что по плану он должен пройти определенную тему в определенный день и уже можете спрашивать с него.
  7. Особое внимание следует обратить на питание ребенка: такие продукты как рыба, творог, курага, орехи стимулируют работу головного мозга. Купите комплекс витаминов.
  8. Показывайте ребенку, что вы проявляете интерес к материалу, который он изучает.
  9. Следите, чтобы ребенок не зазубривал весь материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки, таблицы (сравнительные), упорядочивая изучаемый материал. Основные формулы можно выписать и повесить над письменным столом, кроватью.
  10. Вы можете сами проводить промежуточные тесты. Например, вы совместно разбили темы по дням, по ключевым моментам: составьте тест и протестируйте ребенка, так как необходима тренировка, ведь форма ЕГЭ значительно отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  11. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  12. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка распределять свое время и уметь ориентироваться в нем. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять смысл (характерная ошибка вовремя тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в правильности, пропусти его и отметь, чтобы к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Рекомендации учителям:

 Создание ситуации успеха на уроках

  1. Активнее вводите тестовые технологии в систему обучения. Помните о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу».
  2. С помощью сборников тематических тестов можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.
  3. Знакомьте учеников со структурой тестовых заданий. Зная их типовые конструкции, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи экзаменов реально повысить балл.
  4. Отработайте отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам.
  5. Проводите основную часть работы не перед самим экзаменом, а заранее, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ЕГЭ,ОГЭ.
  6. Уделите внимание развитию навыков саморегуляции и самоконтроля у выпускников. Они позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Памятка для обучающихся по подготовке к экзаменам 

Памятка Секреты выбора профессии