Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников «Мой родной край»

Автор: | 09.04.2020

Программа

гражданско-патриотического воспитания младших

школьников «Мой родной край»

2019 – 2024г.

Учитель начальных классов Бессонова Елена Иннокентьевна

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности в организации внеучебной деятельности младших школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

       Деятельность классного руководителя акцентируется на проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников, в связи с тем, что разрушена система ранее сложившихся педагогических воздействий на детей. Наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации (резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в зону социального риска). В результате переоценки ценностей обществом дети оказались в условиях своеобразного нравственного вакуума.

В связи с этим возникает необходимость в создании программы, способствующей удовлетворению потребностей современного общества в воспитании его гражданина.

         Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества.

         Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей повышение интереса к изучению истории своей семьи, города, края.          

          Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Кроме того, социальный опыт   ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

           Через проекты, исследовательскую деятельность, творческие отчеты, уроки мужества, фестивали, познавательные игры учащиеся начальной школы воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность.

         Программа поможет учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников.      

  Пользуясь данной программой, классный руководитель найдёт немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Всё это поможет раскрыть каждому ребенку свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Классный руководитель на протяжении четырех лет работы с детским коллективом должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, преподавателями дополнительного образования, работниками библиотек, с администрациями сельских поселений, сотрудниками культурно–досуговых центров и, конечно же, родителями. Благодаря совместной и тесной работе можно добиться  высокого результата.

Нормативно – правовая  база  программы

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Конвенция ООН о правах ребенка;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  4. Закон РФ «Об образовании»;
  5. Государственная Программа Патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Цель программы:

  • воспитание у младших школьников патриотизма, любовь к родному краю; формирование гражданского самосознания.,

Воспитательные цели:

  • воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, республики, города;
  • Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчужденности между ними.
  • пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;
  • формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.

Задачи программы:

  • знакомить учащихся с духовными традициями России, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;  
  • формировать у детей ответственность, правосознание,  любовь к «малой родине»;
  • воспитывать готовность к защите своей Родины;
  • прививать любовь и уважение к школе, к тем, кто в ней учится и работает;
  • создавать условия для физического развития будущих защитников Отечества
  • формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.

Новизна, отличительные особенности программы

Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.

Новизна  программы заключается в самом содержании, в  стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных  интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты,  исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.

Основным  ключевым критерием  патриотического воспитания являются  3 компонента: когнитивный ,знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально –чувственныйотношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам  и явлениям патриотического характера) и  деятельностный, поведенческий  (виды деятельности и действия патриотического характера).

Приобщение учащихся к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусства русских, якутов, эвенов и др. народов, населяющих нашу республику.

Ожидаемые результаты реализации программы:

— формирование устойчивого  интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

— уважительное и бережное отношение к памятникам истории;

— любовь и бережное отношение к родной природе;

—  посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

—  честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Портрет ученика

Выпускник начальной школы:

  • владеет основами умения учиться, является субъектом учебной  деятельности и нравственного поведения;
  • любит свой город и свою Родину;
  • уважает и принимает ценности семьи и общества;
  • готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед коллективом, семьей и школой;
  • целеустремленный, самостоятельный, инициативный, ответственный, дисциплинированный, доброжелательный;
  • выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
  • способен  к организации собственной деятельности;
  • любознателен, способен осуществить осознанный выбор в различных видах деятельности;
  • проявляет активное участие в делах класса, в конкурсах и проектах школы, района, города;
  • обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, уточнять проблему, вопрос, аргументировать свои желания, потребности, поступки);
  • активно познает окружающий мир, умеет пользоваться информационными источниками, владеет приемами работы с различными текстами.

Профессионально – личностные роли классного руководителя:

  • Просветитель
  • Инструктор
  • Наблюдатель
  • Опекун
  • Старший друг
  • Советчик
  • Наставник
  • Организатор
  • Руководитель
  • Проектировщик
  • Исследователь

Основные направления программы:

  1. семья и школа;
  2. историко-краеведческое;
  3. военно-патриотическое;
  4. спортивно – патриотическое.

Механизмы реализации программы:

         Под механизмом реализации программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников  «Мой родной край» подразумевают  факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели.

         К числу наиболее действенных механизмов  относятся:

1) разработка и внедрение программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников;

2) изменение личностного понимания учащимися сущности патриотизма, гражданственности, героизма, милосердия;

3) моделирование специальных ситуаций;

4) поддержка стимулирование гражданской инициативы детей;

5) взаимодействие школы, родителей и общественности ( Совета воинов-интернационалистов, ДОСААФ, казачества, ДК им. А.Е. Кулаковского, библиотек ) в гражданско-патриотическом воспитании учащихся;

6) привлечение к реализации программы работников ДПЦ, ДДТ, , школьного музея «Истории школы», школьной   библиотеки, музыкальной школы.

Формы проведения мероприятий:

  • беседы;
  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность;
  • творческие отчёты;
  • уроки мужества;
  • встречи с ветеранами, военнослужащими, поэтами и музыкантами, художниками;
  • соревнования;
  • праздники;
  • акции;
  • конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
  • просмотр видеофильмов;
  • митинги;
  • экскурсии, походы;
  • читательские конференции;
  • викторины;
  • трудовые и экологические десанты;
  • «Уроки мужества», «Уроки памяти», «Уроки доброты»;
  • фестивали;
  • познавательные игры, квест-игры;

Материально-техническое сопровождение

  • дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • репродукции картин;
  • карточки с различными видами войск и Защитников Отечества; фотоальбомы «Мой город», «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • пособие «Национальный парк- Ленские столбы»;
  • записи с песнями военных лет;
  • карты, атлас РФ; Республики Саха (Якутия);
  • символика  РФ; Республики Саха (Якутия);
  • глобус.

В программу включены четыре раздела:

  1. 1. Мы вместе.Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
  2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами родного края, города, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного края, города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города, с культурой, спортивными достижениями…
  3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания.
  4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.

Этапы реализации программы

Программа  состоит из четырёх этапов:

1 класс —   знакомство первоклассников с духовными традициями страны, её героическим прошлым, государственной символикой, историей «малой родины», «творческая мастерская»

2 класс – приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа; знакомство с профессиями родителей; творческая мастерская; знакомство с природными богатствами.

3 класс – формирование гордости за героев Отечества; создание школьных книг для пополнения материалов школьных музеев; написание проектов, активное посещение музеев, выставок и др.

4 класс – развитие активных форм патриотической деятельности, изучение архивов, поиск материалов о героях войны, создание творческих презентаций о героях войны с элементами частично- поисковой работы, участие в патриотических акциях, конференциях; формирование культуры межнациональных отношений и др.          

Корректировка работы по внеурочной деятельности «Мой родной край»

 

Дата проведения тема Название платформы Количество детей-дистанционно Количество детей- индивидуально
06.04 Творческая мастерская. Помощник человека- северный олень. https://1igolka.com/rukodelie/kak-sdelat-olenya-iz-bumagi-golova-olenya-figurki-origami 23 0
13.04 Художники Якутии. https://республика-саха-якутия.рф/stati/muzei/nacionalnyi-hudozhestvennyi-muzei-respub.html 23 0
20.04 Поэты и писатели Якутии. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/pisatieli_iakutii_dietiam 23 0
27.04 Театры Якутска русский театр

http://sakhatheatre.ru/istoria/

http://sakhaestrada.ru/

 

23 0