Программа
гражданско-патриотического воспитания младших
школьников «Мой родной край»
2019 – 2024г.
Учитель начальных классов Бессонова Елена Иннокентьевна
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности в организации внеучебной деятельности младших школьников.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Деятельность классного руководителя акцентируется на проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников, в связи с тем, что разрушена система ранее сложившихся педагогических воздействий на детей. Наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации (резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в зону социального риска). В результате переоценки ценностей обществом дети оказались в условиях своеобразного нравственного вакуума.
В связи с этим возникает необходимость в создании программы, способствующей удовлетворению потребностей современного общества в воспитании его гражданина.
Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества.
Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей повышение интереса к изучению истории своей семьи, города, края.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Через проекты, исследовательскую деятельность, творческие отчеты, уроки мужества, фестивали, познавательные игры учащиеся начальной школы воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность.
Программа поможет учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников.
Пользуясь данной программой, классный руководитель найдёт немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Всё это поможет раскрыть каждому ребенку свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Классный руководитель на протяжении четырех лет работы с детским коллективом должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, преподавателями дополнительного образования, работниками библиотек, с администрациями сельских поселений, сотрудниками культурно–досуговых центров и, конечно же, родителями. Благодаря совместной и тесной работе можно добиться высокого результата.
Нормативно – правовая база программы
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Государственная Программа Патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Цель программы:
- воспитание у младших школьников патриотизма, любовь к родному краю; формирование гражданского самосознания.,
Воспитательные цели:
- воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, республики, города;
- Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчужденности между ними.
- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;
- формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.
Задачи программы:
- знакомить учащихся с духовными традициями России, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
- формировать у детей ответственность, правосознание, любовь к «малой родине»;
- воспитывать готовность к защите своей Родины;
- прививать любовь и уважение к школе, к тем, кто в ней учится и работает;
- создавать условия для физического развития будущих защитников Отечества
- формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.
Новизна, отличительные особенности программы
Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.
Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.
Основным ключевым критерием патриотического воспитания являются 3 компонента: когнитивный ,знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально –чувственный, отношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) и деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характера).
Приобщение учащихся к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусства русских, якутов, эвенов и др. народов, населяющих нашу республику.
Ожидаемые результаты реализации программы:
— формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
— уважительное и бережное отношение к памятникам истории;
— любовь и бережное отношение к родной природе;
— посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
— честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Портрет ученика
Выпускник начальной школы:
- владеет основами умения учиться, является субъектом учебной деятельности и нравственного поведения;
- любит свой город и свою Родину;
- уважает и принимает ценности семьи и общества;
- готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед коллективом, семьей и школой;
- целеустремленный, самостоятельный, инициативный, ответственный, дисциплинированный, доброжелательный;
- выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
- способен к организации собственной деятельности;
- любознателен, способен осуществить осознанный выбор в различных видах деятельности;
- проявляет активное участие в делах класса, в конкурсах и проектах школы, района, города;
- обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, уточнять проблему, вопрос, аргументировать свои желания, потребности, поступки);
- активно познает окружающий мир, умеет пользоваться информационными источниками, владеет приемами работы с различными текстами.
Профессионально – личностные роли классного руководителя:
- Просветитель
- Инструктор
- Наблюдатель
- Опекун
- Старший друг
- Советчик
- Наставник
- Организатор
- Руководитель
- Проектировщик
- Исследователь
Основные направления программы:
- семья и школа;
- историко-краеведческое;
- военно-патриотическое;
- спортивно – патриотическое.
Механизмы реализации программы:
Под механизмом реализации программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Мой родной край» подразумевают факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели.
К числу наиболее действенных механизмов относятся:
1) разработка и внедрение программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
2) изменение личностного понимания учащимися сущности патриотизма, гражданственности, героизма, милосердия;
3) моделирование специальных ситуаций;
4) поддержка стимулирование гражданской инициативы детей;
5) взаимодействие школы, родителей и общественности ( Совета воинов-интернационалистов, ДОСААФ, казачества, ДК им. А.Е. Кулаковского, библиотек ) в гражданско-патриотическом воспитании учащихся;
6) привлечение к реализации программы работников ДПЦ, ДДТ, , школьного музея «Истории школы», школьной библиотеки, музыкальной школы.
Формы проведения мероприятий:
- беседы;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- творческие отчёты;
- уроки мужества;
- встречи с ветеранами, военнослужащими, поэтами и музыкантами, художниками;
- соревнования;
- праздники;
- акции;
- конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
- просмотр видеофильмов;
- митинги;
- экскурсии, походы;
- читательские конференции;
- викторины;
- трудовые и экологические десанты;
- «Уроки мужества», «Уроки памяти», «Уроки доброты»;
- фестивали;
- познавательные игры, квест-игры;
Материально-техническое сопровождение
- дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- репродукции картин;
- карточки с различными видами войск и Защитников Отечества; фотоальбомы «Мой город», «Моя семья»;
- художественная литература;
- пособие «Национальный парк- Ленские столбы»;
- записи с песнями военных лет;
- карты, атлас РФ; Республики Саха (Якутия);
- символика РФ; Республики Саха (Якутия);
- глобус.
В программу включены четыре раздела:
- 1. Мы вместе.Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
- Мой город. Раздел знакомит с памятными местами родного края, города, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного края, города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города, с культурой, спортивными достижениями…
- Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания.
- Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.
Этапы реализации программы
Программа состоит из четырёх этапов:
1 класс — знакомство первоклассников с духовными традициями страны, её героическим прошлым, государственной символикой, историей «малой родины», «творческая мастерская»
2 класс – приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа; знакомство с профессиями родителей; творческая мастерская; знакомство с природными богатствами.
3 класс – формирование гордости за героев Отечества; создание школьных книг для пополнения материалов школьных музеев; написание проектов, активное посещение музеев, выставок и др.
4 класс – развитие активных форм патриотической деятельности, изучение архивов, поиск материалов о героях войны, создание творческих презентаций о героях войны с элементами частично- поисковой работы, участие в патриотических акциях, конференциях; формирование культуры межнациональных отношений и др.
Корректировка работы по внеурочной деятельности «Мой родной край»
Дата проведения | тема | Название платформы | Количество детей-дистанционно | Количество детей- индивидуально |
06.04 | Творческая мастерская. Помощник человека- северный олень. | https://1igolka.com/rukodelie/kak-sdelat-olenya-iz-bumagi-golova-olenya-figurki-origami | 23 | 0 |
13.04 | Художники Якутии. | https://республика-саха-якутия.рф/stati/muzei/nacionalnyi-hudozhestvennyi-muzei-respub.html | 23 | 0 |
20.04 | Поэты и писатели Якутии. | https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/pisatieli_iakutii_dietiam | 23 | 0 |
27.04 | Театры Якутска | русский театр
http://sakhatheatre.ru/istoria/
|
23 | 0 |