Навигация
Страничка дефектолога





Учительская газета

Министерство образования Российской Федерации

Министерства образования Республики Саха(Якутия)

Управление образованием мэрии г.Якутска

«Рекомендации педагогам и родителям
по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.»


10 ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

1.«Закончи предложение»
(употребление сложноподчинённых предложений)

Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

2.«Кому угощение?»
(употребление трудных форм существительных)

Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

3.«Назови три слова»
(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? и т. д.

4.«Кто кем хочет стать?»
(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

5.«Зоопарк»
(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
Внешний вид
Чем питается
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

6.«Сравни предметы»
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».
Ребёнок: «У меня рабочий фартук».
Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».
Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».
Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».
Ребёнок: «А мой — красной лентой».
Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».
Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».
Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».
Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».
Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».
Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

7.«Кто кем был или что чем было»
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

8.«Назови как можно больше предметов»
(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

9.«Подбери рифму»
(развивает фонематический слух).

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве ...(сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

10.«Назови части предмета»
(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Ребенку показывают картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.
I вариант: дети по очереди называют части предметов.
II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.


10 СПОСОБОВ ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ЗНАНИЯМ.



Мы желаем детям здоровья и счастья и надеемся, что их жизнь сложится удачным образом: им повезет в любви и дружбе, будут сопутствовать успехи в работе, дети реализуют свои способности и таланты. Именно поэтому мы делаем акцент на хорошее образование и призываем детей получить максимум знаний в школьные и студенческие годы. Вот только тягу к знаниям не назовешь качеством врожденным, и нередко родительские действия встречают силу противодействия.
Любить учиться сложнее, чем любить отдыхать, заниматься танцами или ходить с друзьями в кино. Прежде всего, потому, что учеба – это обязанность. Но для одного ребенка математическая задача со звездочкой – это вызов, азарт и интерес, а для другого – скука, стресс и паника: не смогу я такую решить! Что же отличает детей, которые любят учиться и узнавать новое, от тех, кому и во взрослой жизни контрольная по алгебре снится в кошмарном сне? Если внимательно присмотреться к детям из первой категории, можно выявить несколько общих моментов, которые способствуют положительному отношению к школе и учебе.

- В классе существует здоровая конкуренция
Когда в коллективе поддерживается дух творчества и знаний, дети тянутся друг за другом и стараются быть на одной интеллектуальной волне. Часто в таких классах кипит бурная учебная и внешкольная деятельность: научные проекты, самодеятельность и кружки, а между ребятами поддерживаются дружеские отношения. В таком случае здоровая конкуренция мотивирует не отставать от друзей, не прогуливать уроки, выполнять домашние задания и участвовать в классных мероприятиях.

- Родители не заставляют детей учиться, учиться и еще раз учиться
Это не значит, что в семье отсутствует контроль за успеваемостью или выполнением уроков. Но не существует прессинга: получать только пятерки, участвовать в олимпиадах по максимальному количеству предметов, быть первым в классном рейтинге, не иметь пробелов в плотном расписании уроков и секций. Школа – важная часть жизни, но помимо нее есть увлечения, общение со сверстниками, личные дела – то, без чего детям сложно обходиться. Родители ценят свободное время и дают детям возможность заниматься любимыми делами, оставляют наедине с мыслями и мечтами, не заполняют кружками и репетиторами каждый день. Многие дети именно в моменты тишины и уединения берут с полки интересную книгу или садятся плести первое украшение из бисера, заинтересовываясь новым делом.

- Родители беседуют с детьми на разные темы
Это означает, что с начала возраста почемучек (обычно он наступает в 3-4 года) взрослые не отмахиваются от лавины вопросов, а терпеливо отвечают как на банальные, так и на заковыристые, поддерживая в детях огонь любопытства. А еще следят за интересами. Ребенок увлекся кулинарией или рисует динозавров и задает много вопросов по археологии – это сигнал к тому, чтобы обеспечить ему доступ к нужной информации: книгам, документальным фильмам, интернет-источникам. Хорошо, если взрослые остаются неравнодушными к детским увлечениям, задают вопросы и сами по мере осведомленности делятся знаниями по теме: от того, с какой готовностью родители отвечают на детские вопросы, зависит, будет ли ребенок и впредь их задавать: себе, школьным учителям, друзьям, словарям или гуглу.

- В семье есть культ книги
Если ребенок живет с читающими родителями, если ему самому ежедневно читают, покупают книги, обсуждают прочитанное, велик шанс, что эта привычка с младенчества останется «в крови», и ребенок уже не сможет обходиться без того, чтобы искать что-то интересное или полезное для ума и душевного отдыха. Старайтесь заинтересовывать детей не только художественной литературой, но и научно-популярной, чтобы им хотелось узнавать не только о выдуманном мире, но и получать ответы на вопросы о мире реальном, изучением которого занимаются ученые.

- У детей есть доступ к информации
В жизнь современных детей вошли электронные ридеры, аудиокниги, интернет-экскурсии по мировым музеям, переводчики с иностранного языка в смартфонах. И если ребенку удобнее готовить доклад с помощью источников, найденных в интернете, а не в библиотеке, не нужно убеждать его в том, что разобраться в предмете можно лишь с помощью бумажных энциклопедий. Преимущества новых технологий позволяют детям идти в ногу со временем. А родительская категоричность и навязывание собственных понятий могут привести к тому, что в порыве бунтарства ребенок пойдет наперекор родительской воле и закроет для себя историю с увлеченной учебой на долгие годы.

- Родители сами увлечены разными вещами
Дети часто копируют родителей и берут с них пример. Любительский перевод, ведение тематического блога, изучение основ фотографирования, курсы повышения квалификации на работе или занятия с преподавателем немецкого по скайпу – когда ребенок видит, что взрослые в семье чем-то интересуются, он считает такое поведение нормой и для себя.

- Дети получают разносторонний опыт
Театр и кино, музеи и путешествия – когда в семье с желанием посещают культурные мероприятия, планируют поездки в другие города и страны, расписывают программу туристических дней с учетом интересов всех членов семьи, то дети открывают для себя мир с разных сторон. Сложно заранее угадать, что выберет ребенок в качестве дела жизни – науку, бизнес или приготовление еды, поэтому важно дать ему шанс в детские годы попробовать многое и получить впечатления, на основе которых он захочет делать дальнейший выбор.

- Взрослые поощряют детскую самостоятельность
Дети часто мечтают поскорее вырасти: им хочется принимать больше самостоятельных решений. Если речь не идет о критических ситуациях, связанных со здоровьем и безопасностью, то дети довольно рано могут брать на себя инициативу и ответственность в том, что касается бытовых дел: выбирать одежду, насыпать корм для кошки, протирать пыль на мебели, самостоятельно делать уроки. Если родители не боятся доверять детям в меру сил заботиться о себе и о других, то это стимулирует их узнавать новые вещи, самостоятельно постигать разные процессы, доходить до сути своим умом. Нередко самостоятельность влечет за собой ошибки, но это – не повод раздраженно заявлять: «Дай, я все исправлю». На ошибках дети тоже учатся и испытывают гордость, когда им удается разобраться с промахами самостоятельно.

- Детей хвалят
Дети оценивают себя так, как их видят и оценивают окружающие, и одобрение родителей очень важно. Обняла ли мама, когда услышала, что сын научился кататься на двухколесном велосипеде? Порадовались ли родители за годовую четверку по химии, которая грозила стать тройкой? Выдохнули ли вместе, когда был успешно сдан экзамен по английскому? Похвала – это не просто «молодец», сказанное на автомате. Похвала – это признание детских способностей, проявление командного духа, это сигнал ребенку: «Мы радуемся успехам вместе с тобой».

- Родители хорошо отзываются о школе
Уважительное отношение к учителям, посещение родительских собраний и классных мероприятий, участие в жизни школы – будь это ремонт класса или приход зрителем на новогоднее представление, в котором участвуют дети – все это влияет на то, как они воспринимают свою школьную жизнь. Если кто-то из взрослых упоминает о своем опыте только в негативном ключе, не интересуется успехами ребенка, машет рукой на успеваемость и утверждает, что аттестат с отличием еще никому не приносил счастья, ребенок впитывает эти слова и постепенно начинает вести себя в соответствии с программируемой схемой.

- Напутствие родителям
У каждого ребенка есть врожденная тяга к открытиям, и любопытство – это движущая сила детства.
Все, что нужно делать взрослым – поддерживать среду, в которой стремиться к знаниям легко и естественно.

• Играйте с маленькими детьми в школу, меняйтесь ролями: сегодня вы учитель, а завтра – ученик.
• В любой ситуации можно придумать развивающую игру: во время прогулки с двухлеткой считайте красные машины или ищите в магазинных вывесках букву «О», со старшими детьми играйте в шахматы, скраббл и рифмовку предложений по цепочке.
• Старайтесь не воспринимать плохие оценки как катастрофу: всякое случается. Лучше внимательно разберитесь, что нужно сделать, чтобы подтянуться по предмету, по которому ребенок не успевает.
• Не только рассказывайте какие-то факты, но и задавайте вопросы: «А ты как думаешь?», «Какова твоя точка зрения»? Побуждайте детей размышлять.
• Не воспринимайте учебный процесс как стресс. Старайтесь относиться к ежедневной школьной рутине естественно, с улыбкой. Юмор не бывает лишним.
• Спрашивайте не только об оценках и занятых на конкурсах местах. Чаще интересуйтесь тем, что сегодня учили дети и что они узнали нового.

8 СПОСОБОВ РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ.



1. Составляем контуры предметов (например, стола, дома)
сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

2. Составляем цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

3. Вырезаем из бумаги какие-либо фигуры (например, цветы) правой и левой рукой.

4. Нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок,
а мелкие бусинки, бисер – на нитку с иголкой.

5. Сортируем бобы, фасоль, горох, а также крупы (пшено, гречку, рис).

6. Застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, крючки.

7. Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек.

8. Достаем бусинки ложкой из стакана.

9. Складываем мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

10.Наматываем нитки на катушку и сматываем её в клубок.

11.Продеваем нитки в иголку.

12.Пришиваем пуговицы и сшиваем ткань различными видами швов.

13.Стираем ластиком нарисованные предметы.

14.Капаем из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

15.Надеваем и снимаем колечко (массаж пальцев).

16.Втыкаем канцелярские кнопки в деревянный брусок.

17.Комкаем платок (носовой платок берем за уголок
одной рукой и прячем в ладошке, используя пальцы только этой руки).

18.Прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке, на коробку,баночку.

19.Перебираем четки или бусы одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

20.Находим спрятанные предметы в «сухом бассейне»
с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

21.Сжимаем и разжимаем эспандер.

22.Катаем резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с шипами ("ёжиков").

23.Играем с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

24.Лепим, рисуем пальчиковой краской, на крупе.

25.Перебираем крупу, чистим скорлупу у яичек, лепим фигурки из теста.

26.Заворачиваем матрешку/что-нибудь яркое, привлекательное в 4—5 фантиков от конфет. Ребенок разворачивает все фантики и аккуратно их складывает.

27. Рисуем на листе дорожку, домик, кошку. Малыш "шагает" по дорожке-обводит ее пальчиком,
цветным мелком, "рисует" пластилином, кисточкой.

28. Лепим из пластилина угощение для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки), украшаем их крупой, бусинками и т. д. Вырезаем из плотного картона тарелочки,
малыш красиво раскладывает на них угощение.


Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями

  1. (Потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.
    На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Нарушения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций.
    С 90-х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.
    Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь, с медициной и со специальной психологией.
    Дети с нарушениями в развитии в нашей стране могут получать специальную медико-психолого-педагогическую помощь в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты и в системе образования.
    В настоящее время в международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование». Эти названия соотносятся с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия special (особый, индивидуальный) подчёркивает личностную ориентированность этой области педагогики.
    В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например в «Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», приводятся следующие определения некоторых терминов, используемых в области специального образования.
    Специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.
    Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
    Недостаток - физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.
    Физический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
    Психический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы (в том числе аутизм), последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.
    Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков.
    Тяжёлый недостаток - физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об
    окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.
    Специальное (коррекционное) образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
    Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно или существенно затруднено освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
    Компенсация психических функций - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорождённого ребёнка происходит за счёт развития осязания, т.е. деятельности двигательного и кожного анализаторов.
    Термин коррекция может относиться либо к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, направленной на преодоление какого-либо недостатка (например, коррекция нарушений письма у детей), либо к социальной и образовательной среде (например, коррекционно-развивающее обучение).
    В последнее время достаточно популярной становится лечебная педагогика, которую правильнее было бы рассматривать как специальную педагогику с медицинским сопровождением.

  2. В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация – это комплекс мер медицинского, социального и образовательного характера с целью восстановления нарушенных функций. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии применяется термин абилитация, т.к. по отношению к этому возрасту можно говорить не о возвращении способности к чему-либо, а о первоначальном ее формировании.
    Долгое время в дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребенок. Сегодняшняя терминология отличается гуманным, корректным и тактичным словарем, соотносится с терминологией, принятой в международном научном сообществе. Медицинские термины, которые имеют диагнозный характер (аномальные дети, дети с патологией развития), не отражают особых потребностей этих лиц в образовании, поэтому наиболее продуктивным представляется термин дети (лица) с особыми (специальными) образовательными потребностями. Также применяется термин дети (лица) с ограниченными возможностями, при этом имеется в виду ограничение возможностей участия человека в традиционном образовательном процессе. В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

  3. В настоящее время различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями (со специальными образовательными потребностями):
    лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие;
    лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие;
    лица с нарушениями речи;
    лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
    дети с задержкой психического развития;
    лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);
    лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
    лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением);
    лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).
    Рассмотрим некоторые статистические данные. По степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%), второе место - с нарушениями интеллекта (более 20%), третье - с нарушениями речи (около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%.

  4. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети 8-13 лет, что связано с поздними сроками выявления отклонений в развитии, преимущественно с началом школьного обучения.
    По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и здоровья Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеют дефицит массы тела.
    Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к их числу относятся:
    - сурдопедагогика - отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха;
    - тифлопедагогика - наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения;
    - логопедия - наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального воспитания и обучения;
    - олигофренопедагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей;
    - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
    - коррекционная педагогика - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.
    Каждая предметная область дифференцируется по возрастным периодам. Исторически так сложилось, что в первую очередь разрабатывались вопросы специального обучения и воспитания детей школьного возраста, поэтому именно школьный период является наиболее разработанным. Менее разработаны вопросы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Новой для отечественной специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы.
    Почти не разработаны проблемы специального образования и социально-психологической поддержки молодежи с ограниченными возможностями и взрослых с ограниченной трудоспособностью.
    Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями: философией, историей, общей педагогикой, социальной педагогикой, психологическими науками, особенно со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками.
    Самоотверженным организатором специального образования в России был В.П.Кащенко (1870-1943), который в 1908 году открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей». Его книга «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» была переиздана в 1994г. и до сих пор является востребованной среди педагогов, дефектологов и родителей.
    Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста.

  5. Наиболее успешным можно считать опыт Санкт-Петербурга, где с 90-х годов действует программа «Абилитация младенцев» и создан Институт раннего вмешательства (под руководством Е.В.Кожевниковой).
    При ИКП РАО в Москве создан центр ранней диагностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни.
    Сложные нарушения развития отличаются большим многообразием. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, например, сочетания нарушений зрения и слуха (слепоглухота), зрения и системного нарушения речи, зрения и умственной отсталости, зрения и двигательных функций.
    Все имеющиеся нарушения оказывают многообразное воздействие друг на друга и взаимно усиливаются. Вследствие этого отрицательные последствия таких дисфункций качественно и количественно значительно грубее, чем простое суммарное сложение отдельных нарушений.
    Ранняя диагностика сложного дефекта — первоочередная задача специальной педагогики.
    Чуткость к состоянию ребенка, полисенсорная стимуляция при постоянном контроле ее интенсивности, стимуляция малейших проявлений самостоятельной активности ребенка являются принципами индивидуальных коррекционных занятий с ним.

  6. В школьном возрасте дети переходят к таким дисциплинам, как предметно-практическая деятельность, социально-бытовая ориентировка, математика, естествознание, русский язык, музыкально-ритмические занятия. Одной из сложнейших и очень важных задач является развитие речи, в том числе, формирование у детей устной речи. Особую роль приобретает письменная речь.
    в нашей стране находится в стадии становления. Специальную помощь некоторым категориям детей со сложными нарушениями оказывают отдельные учреждения системы Министерства образования и наук, Министерства здравоохранения и социального развития России.
    Наряду с государственными специализированными учреждениями, оказывающими помощь детям со сложным дефектом, в нашей стране создаются частные организации, занимающиеся проблемами обучения и воспитания данной категории детей.


 

Гиперактивный ребенок. Правила для педагогов и родителей

 

Правила для педагога по взаимодействию с гиперактивным ребенком

 

  • Уважайте ребенка и принимайте его таким, каким он есть. Будьте  реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.
  • «Не замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума его возбуждение усиливается.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Применяйте при необходимости позитивный физический контакт: возьмите за руку, погладьте по головке, прижмите к себе.
  • Сажайте ребенка за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий.
  • Давайте возможность в середине занятия подвигаться (попросите что-нибудь поднять, принести, раздать, предложите протереть доску и т.п.).
  • Хвалите за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто демонстрируйте восхищение, если ребенок довел какое-то дело до конца.
  • Введите знаковую систему оценивания действия ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.
  • Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.
  • Направляйте энергию ребенка в полезное русло, мотивируйте его на спокойные действия.
  • На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
  • В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
  • Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности.
  • Не давайте многословных инструкций, после 10 слов ребенок вас просто не услышит.
  • Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
  • При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
  • Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.

 

Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивным ребенком

  • Уважайте ребенка и принимайте его таким, каков он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня: изо дня в день время приема пищи, выполнения  домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Эффективный способ запоминания для детей с СДВГ - применение специальных листов-памяток, которые напоминают о важнейших делах и вывешиваются на видном месте. Кроме текста на этих листах можно разместить соответствующие рисунки. После выполнения какого-либо задания ребенок должен сделать определенную пометку.
  • Внимательно выслушивайте то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  • Избегайте повторения слова «нет» и «нельзя»
  • Не запрещайте действие ребенка в категоричной форме.
  • Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит).
  • Не приказывайте, а просите.
  • Отвлекайте ребенка в случае капризов: предложите на выбор другую возможную в данный момент деятельность, задайте неожиданный вопрос, отреагируйте неожиданным для ребенка образом (пошутите, повторите его действия).
  • Сфотографируйте ребенка или подведите его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  • Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.
  • Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.
  • В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать  логику и  последовательность их выполения.
  • Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.
  • Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
  • Постарайтесь создать для ребенка тихую спокойную атмосферу в доме, следите за тем, чтобы звук телевизора, магнитофона или радио был слегка приглушенным, старайтесь не разговаривать  друг с другом или ребенком на повышенных тонах.


КАК РАЗГОВОРИТЬ МОЛЧУНА?

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет лепетать, будет изображать мычащую коровку, произнесет первое слово, наконец, заговорит и поразит вас тем, сколько всего он уже знает. Не нужно ждать, нужно играть!

Развитие речи самых маленьких зависит от нескольких условий: нормального строения речевого аппарата (в его устройстве не должно быть серьезных проблем), постоянного приглашения к разговору и – как давно доказано учеными - уровня развития мелкой моторики (тонких движений пальцев рук). Как связаны ловкость пальцев и речь? Дело в том, что центры, отвечающие за их движения, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь, и стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой.

Итак, первые игры для развития речи ребенка включают занятия, связанные непосредственно с процессом говорения: называнием, звукоподражанием, рассказом и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

И, если с мелкой моторикой все примерно понятно и эти навыки придут вслед за появлением стандартного набора игрушек (погремушек, пирамидок, кубиков, бусин) и игр (с крупой, пластилином, пальчиковыми красками), то развитие речи зависит только от желания и настроя родителей.

Что делать?

Общее правило - разговаривайте с ребенком, даже новорожденным. Во-первых, младенцы обожают наблюдать за человеческим лицом. Во-вторых, постоянно общаясь с ребенком, вы вызываете его на общение - поначалу улыбкой, затем агуканьем, а потом самовыражению слогами и словами. В третьих, разговор – это привычка, и для вас и для ребенка: мама приучается комментировать все, что видит ребенок (это очень поможет в будущем без проблем отвечать на все детские «почему?» и «что это?»), а малыш приучается к тому, что разговаривать – это норма. И в-четвертых, ребенок учится, подражая, а для того, чтобы грамотно подражать, нужно не только постоянно слышать речь (различные слова, интонации), но и видеть, как она появляется – следить за движениями маминых губ и языка и сопоставлять с тем, что она говорит.

Во время любых игр обязательно проговаривайте вслух все действия с игрушками (даже с пирамидками), описывайте их (цвет, форму и т.п.), описывайте их переживания, произносите за них реплики (если это куклы или животные). Ваши постоянные комментарии помогут ребенку понять, что различные слова обозначают определенные предметы и действия. Обязательно делайте паузы, чтобы малыш тоже мог внести свою лепту – произносить звуки или слова.

Развиваем дыхание

Для произнесения некоторых звуков («С», «З», «Ш» и т.п.) нужно уметь делать достаточно сильный выдох. Вот упражнения, которые помогут предотвратить запинания, «глотания» звуков и слов.

- На прогулке сдувайте пушинки с одуванчиков.
- Играйте в день рождения игрушек и задувайте свечки.
- Подвесьте дома бумажную бабочку на нитке и предложите ребенку дуть так, чтобы она летала.
- Нарвите несколько клочков белой бумаги (малыш может сделать это и сам, ведь книжки рвать ему, увы, не дают), а затем предложите сдуть их с ладони или, посложнее, со стола. Снег пошел!
- Научите малыша выдувать мыльные пузыри (это к тому же просто хорошо тренирует губы).

Пальчиковые игры-потешки

Мама и малыш рассказывают и показывают пальчиками простой стишок. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-белобока», которая кашу варила и деток кормила, но существует и множество других вариантов

Для таких игр можно использовать пальчиковые куклы – готовые или самодельные (простейшие варианты пальчиковых кукол из картона и обычных хозяйственных перчаток ). Разыгрывая историю, можно учиться передавать интонацию и особенности речи каждого персонажа: мышка пищит, медведь говорит басов, барашек блеет, пока малыш не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки или просто показывать их действия: зайчик прыгает, медведь ходит, переваливаясь и т.п.

Те же принципы действуют и для игр с образными игрушками (куклами, зверями) – эти персонажи предполагают, что с ними обращаются как с живыми – то есть они должны ходить, разговаривать, садиться за стол, ложиться спать. Поначалу взрослый показывает игрушки и рассказывает о них, а затем побуждает ребенка самого придумывать продолжение, проговаривая эту историю.

Звукоподражание

Это еще не совсем слова, но уже вполне значащие слоги (ку-ку, му, бе-е) и шаг к тому, чтобы простое му-му превратилось в вожделенное «мама».

Как играть? Вариант первый: показать игрушку или картинку (например, кошку) и сказать, как она «говорит». Сначала только вы (а вскоре и ребенок) произносит: «Мяу». Так же и с другими картинками (как мычит корова, как воет волк и т.д.).

Вариант второй: предложить узнать по звукам кто так говорит: «ко-ко-ко» - это кто к нам пришел? Ребенок либо показывает на картинку, либо, если он уже довольно большой, отвечает.

Для таких занятий будет полезна книга со множеством тематических картинок или наборы карточек.

Игры на развитие словарного запаса

- Какого цвета? Осваивать цвета можно постоянно: рассматривая с ребенком книжки с картинками или гуляя по улице. Называйте цвета окружающих предметов, не скупитесь – путь в лексиконе со временем появится и фиолетовый, и розовый, и бежевый – чем больше, тем лучше.

- Кто какой? Не забывайте о прилагательных. Рассказывая ребенку сказки, важно упоминать не только кто и что сделал, но и как он выглядел и как именно говорил. Описания делают язык богаче, а истории увлекательнее. Никакие сухие учебные пособия, карточки с отдельными словами или переводные мультфильмы не научат ребенка говорить ярко и образно.

- Кто чья мама? Увидев на улице или на картинках животных, называйте всё «семейство»: мама – курица, папа-петух, ребенок-цыпленок и так далее. Если с кошкой, котом и котенком всё понятно, то многие названия далеко не очевидны - как ни странно, но многие дети даже в 6-7 летнем возрасте часто не могут сказать, как же зовут ребенка овечки. Классические стихи про зверей, например, «Детки в клетке» Маршака» или «Что ни страница - то слон, то львица» Маяковского, будут, как всегда, кстати.

- А наоборот? Когда словарный запас ребенка будет уже достаточно большим, можно начинать играть в подбор антонимов: длинный-короткий, большой-маленький, внизу-вверху, близко-далеко и т.п. Поскольку маленькому ребенку сложно представить что-то умозрительно, спрашивайте конкретно: Слон какой? (можно и руками для верности показать) – Большой! А мышка какая? – Маленькая!



Советы родителям первокалассников

В настоящее время обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Сегодня многие страны мира признают, что наиболее перспективным является включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья  в школьное пространство по месту жительства. Федеральный государственный образовательный стандарт РФ поставил задачу обеспечить “равные возможности получения качественного начального общего образования” для всех поступающих в школу первоклассников. Это означает, что школа должна обеспечить условия для освоения основной образовательной программы и индивидуального развития всех  обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Группа школьников с ОВЗ неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными трудностями в развитии: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Что нужно знать о детях с ОВЗ  для обеспечения индивидуального развития и учитывать при создании образовательной среды в школе и дома, а также как обеспечить успешную адаптацию? Эти и другие вопросы возникают у родителей и учителей первоклассников с ОВЗ.
Представленные ниже советы призваны помочь педагогам и родителям организовать обучение детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях.
Для обеспечения успешной адаптации в первую очередь необходимо учитывать характер имеющихся у ребенка нарушений. Родителям нужно  организовать сопровождение ребенку как медицинскими специалистами, так и педагогами (логопед, педагог-психолог, педагог-дефектолог). Для повышения  эффективности оказываемой помощи, необходима компклексность, поэтому чрезвычайно важно осуществление взаимного подхода родителями и учителем, сопровождающим педагогом, доктором с учетом особенностей развития ребенка.
У ребенка снарушениями слуха сопутствующим является нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У него наблюдаютсятрудности с ориентацией в пространстве и координацией движений. Такой ребенок запоминает тексты дословно, употребляет в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, его словарный запас беден. Однако при этом ребенок с нарушениями слуха  хорошо воспринимает устную речь зрительно (чтение с губ).
Родители ученика с нарушениями слуха  при необходимости должны приобрести слуховые аппараты и регулярно проверять их рабочее состояние.
Учителю, обучающему ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, рекомендуется:
- посадить ребенка за первую парту;
- не поворачиваться спиной к обучающемуся;
- чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;
- разрешать ребенку оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
- широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.
В ходе учебно-познавательной деятельности ребенок с нарушениями зрения испытывает трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для этого ребенка характерным является низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения; невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов.
Родители ученика с нарушениями зрения  при необходимости должны приобрести очки и регулярно проходить с ребенком лечебно-восстановительные процедуры.
Специфика обучения слабовидящегоребенка проявляется в следующем:
- применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, специальное оформление учебных кабинетов;
- во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки;
- положительное влияние на поддержание работоспособности и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Во время физ.паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные упражнения для кистей рук. Слабовидящий ребенок не должен выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, т.к. эти упражнения им противопоказаны.
Ребенок с задержкой психического развития – это преимущественно ребенок с нормой интеллекта, у которогочаще всего отсутствует мотивация к учебе, имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что ему трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что этот ребенок, несмотря на его возможности, не достигает в школе желаемых результатов.
Родители по необходимости организуют посещение ребенком занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом.
Учителю, у которого в классе есть ученик с задержкой развития, нужно:
- следить за успеваемостью обучающегося: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
- посадить ребенка за первую парту, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
- поддерживать ребенка, развивать в нем положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то сделано неправильно;
- разрешать обучающемуся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для него опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
- обучать структурированию учебных действий.
Ребенок с нарушениями речи - это ребенок, имеющий отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Родителям необходимоприслушиваться и следовать советам логопеда и учителей, выполнять домашние задания по рекомендации. Родители могут сами развивать речь ребенка:
- больше читать, беседовать с ребенком, слушать аудиозаписи детских стихов, рассказов, сказок, посещать театры, музеи и т.д.;
- внимательно вслушиваться в речь ребенка  и поправлять неправильнопроизносимые слова, неправильно построенные предложения.
Учителю во время учебной деятельности, с помощью специальных упражнений необходимо проводить профилактику возникновения нарушений письменной речи.
Ребенку с гиперактивностью свойственно постоянное возбужденние, невнимательность, непоседливость. Этот школьник на уроке постоянно занят своими делами, его трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Гиперактивномуребенку свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления.
Поэтому при организации учебного процесса необходимо:
- использовать смену видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;
- реализовывать двигательную потребность ребенка (выполнять поручения учителя, требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);
- снизить требования к аккуратности на первых этапах обучения;
- выполнять упражнения на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);
- использовать четкие и немногословные инструкции;
- избегать категорических запретов.
Основным приемом в оказании помощи в регуляции поведения со стороны родителей является организация режима дня и мероприятий для реализации двигательной активности ребенка. При необходимости пролечитьмедикаментозно в соответствии с назначениями врача-невролога.
У ребенка с двигательными нарушениями( нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич) происходит замедленное формирование произвольной регуляции и эмоционально-волевой сферы. Его познавательное развитие характеризуется истощаемостью психических процессов.
Родителям необходимо обеспечить своевременную комплексную лечебно-восстановительную помощь, использовать специальные средства для восстановления фукций (ортопедическая обувь, стельки, корсеты).
Для профилактики нарушений внимания и работоспособности учителю необходимо:
• дозировать интеллектуальную нагрузку;
•использовать двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения;
•предъявлять на уроках специальные методики и приемы с учетом характера заболевания.
На сегодняшний день вопрос обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе является актуальным. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ОВЗ здоровья неуклонно растет. Кроме того в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ОВЗ в школьное пространство.
Из-за стереотипов и предрассудков в школьной среде, детям с ОВЗ часто трудно освоиться в коллективе сверстников. В адаптации в социуме незаменимую помощь может оказать педагог-психолог и учитель. Работа психолога должна быть направлена на развитие коммуникативной компетентности, повышение уровня доброжелательности, снижение конфликтности, сплочение коллектива. Большое внимание учитель должен обращать на формирование межличностных отношений между ребятами с ОВЗ и их сверстниками, помогать решать этические и правовые проблемы.



 

  1. Физкультминутки, примеры зрительных и пальчиковых гимнастик для младших школьников

 

Упражнения, способствующие снятию общего утомления
1. (Может быть использовано для знакомства с первоклассниками.)
Посмотрите-ка, у нас
Самый дружный в школе класс.
Мальчики здесь? (встают на слове «здесь»)
Девочки здесь? (встают на слове «здесь»)
Андрюши есть?
Алены есть?
Да, имен красивых много,
Даже трудно перечесть.
2. (Может быть использовано в начале урока.)
Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, грифель и тетрадки.
3. (Может быть использовано в конце урока.)
Скоро прозвенит звонок Собери в портфель, дружок, Аккуратно, по порядку Книгу, грифель и тетрадку.
4. Вот помощники мои. Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять, Не сидится им опять. Постучали, повертели, И работать захотели.
5. Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней.
6. Можешь пальцы посчитать: Раз, два, три, четыре, пять. Десять пальцев, пара рук — Разве мало это, друг! Десять пальцев, пара рук — Вот твое богатство, друг!
7. Прыгают лягушки И кричат друг дружке: «Квак-квак! Прыгай так! Квак-квак! И вот так! И вот так! Чвак-чвак! , Чвак-чвак!».
По болоту ходят так Журавлиные ноги длинные.
9. Мы в строю шагаем браво, Все науки познаем. Налево, и направо, И, конечно же, кругом.
10. Это правая рука, это левая рука.
Ох, наука нелегка.
Это правая нога, это левая нога.
Ох, наука нелегка.
10.
А теперь мы все, ребятки,
Будем быстрые лошадки.
На арене выступаем,
Бег галопом исполняем.
Сядем тихо, будто мышки, Все девчонки и мальчишки. Присмирела детвора, Им работать всем пора.
Выше, выше, выше, выше, А теперь все тише, тише. Переходим на ходьбу, Прекращаем мы игру.
11. Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть (хлопают в ладоши).
12. Первоклассников отряд Заниматься спортом рад. Раз, два, три, четыре, Руки выше, руки шире. Сели, встали, сели, встали, И нисколько не устали.
13. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать.
Нет, не ветер, чудо ветер, И не лес шумит вокруг. Это просто переменка Для уставших наших рук. Каждый пальчик поплясал И с себя усталость снял.
Мы работаем отлично. Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, вместе пятки, Улыбнитесь веселей. Мы попрыгаем, как зайки, Сразу станем всех бодрей. Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули! (все хором)
14. На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев: Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Чтобы их же сосчитать, Раз, два, три, четыре, пять!
15. Один, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим.
16. Один, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть.
17. Раз — подняться, подтянуться. Два — согнуться, разогнуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть.
18. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревце все выше, выше.
19. Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот так, И из речки воду пили.
Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так, Дружно дерево качали.
20. Лебеди летят, крыльями шумят. Прогнувшись над водой, Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться. Очень бесшумно на воду садятся.
21. Гуси серые летели, На лужайку тихо сели. Походили, поклевали, Потом быстро побежали.
22. Чтоб совсем, совсем прогнуться, Надо очень подтянуться. Руки вверх, руки вниз, Не спеши, не торопись.
23. Руки в боки, ноги вместе. На пенек решили сесть мы. Нет пенька, ну ничего, Мы придумаем его.
24. Раз, два, шли утята.
Три, четыре — шли домой.
Вслед за ними мчался пятый,
Впереди бежал шестой.
А седьмой совсем отстал,
Испугался, запищал.
— Где вы, где вы? — Не пищи,
Мы тут рядом — поищи.
25. Жук проснулся, встрепенулся, Потянулся, и опять встрепенулся. Брюшко, нос, глаза, усы Вымыл капелькой росы. По дорожке пробежал, Расправил крылья и пропал.
26.А наши-то ребятки На нашей физзарядке Все делают как нужно, Шагают очень дружно. Умеют все ребятки С носочков встать на пятки, Вздохнуть и потянуться, Присесть и разогнуться.
27. На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся. Ноги вместе, ноги врозь, Ноги прямо, ноги вкось.
28. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Вам, друзья, — физкультпривет!

 

1. (Руки лежат ладонями вниз, пальцы сдвигаются и раздвигаются.)
Посмотри: моя ладошка, Как веселая гармошка. Пальчики я раздвигаю, А потом опять сдвигаю.
2.(Ладони расходятся, пальчики поочередно «нажимают» на кнопки.)
Я ладошки раздвигаю,
Я на кнопки нажимаю.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Я играю, посмотри.
3.(Дети поочередно нажимают каждым пальцем на соответствующий кружок —- кружков несколько.)
Раз кружок, два кружок,
Раз шажок, два шажок.
Наши пальчики шагают, На кружочки наступают.
4. Раз, два, три, четыре, пять, Ходят пальчики опять.
От мизинца до большого, А потом к мизинцу снова. Раз, два, три, четыре, пять — Пальцы будут отдыхать.
5. (Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица, кисть опущена (пальцы — «ветки»), пальцы правой руки собраны в щепотку — «снимают» ягоды.)
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод — полное лукошко.
Я попробую немножко,
Я поем еще чуть-чуть,
Легче будет к дому путь.
6. Пальчики в футбол играют, Все друг друга обгоняют. Все бегом, вприпрыжку, вскачь, Все хотят ударить мяч. Каждый забивает гол. Хорошо играть в футбол!
7. Кулачки мы вместе сложим, Нашим пальчикам поможем. Разогнуться и подняться. Пальчик к пальчику прижмем, Снова в кулачки сожмем.
8. Словно в бутончик собрал лепестки.
Солнце свои посылает лучи.
9. Утром под солнцем цветы раскрываются
(В горстку собрали пальцы левой руки.)
(Пальцы раскрыты налевой руке.)
(Пальцы на правой руке расрямляются.)
(Пальцы опять собираются в горстку.)
Солнышко село и сумрак сгустился И до утра мой цветочек закрылся.
10.
Пальчик за пальчик,
Крючок за крючок.
И вот получился из ручек замок.
Но вот постучался тихонечко кто-то.
Смотрите — открыты для гостя ворота. Через канавку построим мы мостик, Чтобы легко проходить было гостю.
12. Эта ручка — мышка, Эта ручка — кошка.
В кошки-мышки поиграть Можем мы немножко.
13. Из пальцев, дружок, Сложи теремок. Вот это — ворота, Вот это — замок.
14. Пять маленьких мышек Забрались в кладовку.
В бочонках и банках Орудуют ловко.
На сыр забирается Первая мышка.
В сметану ныряет Вторая малышка.
Кот просыпается! «Бежим!» — Пропищала подружкам малышка.
И спрятались в норку проказницы-мышки.
А третья с тарелки Все масло слизала.
Четвертая — В миску с крупою попала!
А пятая мышка Медком угощается.
Все сыты, довольны. Вдруг...
14. — Где твой палец большой?
— У меня за спиной. (Показывает из-за спины.)
— А где твой указательный? - Посмотри внимательно.
— А где средний твой палец?
— Вот какой он красавец.
— А где твой безымянный?
— Вот с кольцом оловянным.
— А мизинчик-малышка?
— Вот он, младший братишка.
15.Левая рука поглаживает правую руку от кончиков пальцев к запястью. Затем также правой рукой помассировать левую.
16. Кисти рук лежат на краю стола. Ладонями ученик проводит по ребру стола так, чтобы вся ладонь последовательно промассировалась.
17.Кисти сжаты в кулаки. Кулаком правой руки несколько раз постучать по кулаку левой руки и наоборот.
18. Прокатывание карандаша между ладонями. А затем между ладонями и пальцами обеих рук.
19. «До свидания». Кистями рук поочередно или вместе делаются взмахи, соответствующие жесту прощания.
20.«К нам, к нам». Пальцами рук делаются жесты, соответствующие приглашению приблизиться.
21.«Червячки шевелятся». Локти лежат на столе, в упоре. Делаются движения прямыми пальцами левой, правой, а затем обеих рук.' Пальцы слегка отрываются от поверхности стола и быстро опускаются.
22. «Брызги воды». Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображаются движения, имитирующие стряхивания с рук воды.
23. «Дождик идет». Подушечки пальцев или ноготки ударяют о стол, изображая стук дождя по крыше.
24. «Игра на пианино». Кисти рук легко касаются края стола, пальцы производят движения, имитирующие удары по клавишам пианино.
25.«Деревья шумят листочками». Руки подняты вверх, пальцы расслаблены. Производятся легкие повороты кистей рук и одновременное покачивание ими то влево, то вправо.
26. «Вывернуть лампочку». Имитация соответствующего действия.
27.«Закрутить кран с водой». Имитация соответствующего действия.

1. Сомкните веки обоих глаз на 3—-5 секунд; повторите 6—8 раз.
2. Быстро моргайте глазами в течение 10—15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалами в 7—10 секунд.
3.Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.
4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1—3 секунд.
5. Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6—8 раз.

1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8—10 раз.
2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; так 8—10 раз.
3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно; так 8—10 раз.
4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторите 4—6 раз.

Упражнения выполняйте через каждые 20—25 минут зрительной работы.
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
1.Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа — налево, затем слева — направо.
2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх — вниз и вниз — вверх.
3. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева — направо.
4. То же самое, но справа — налево.
5. Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.

Упражнения в домашних условиях выполняются с применением специальной маски и не требуют дополнительных затрат времени, так как осуществляются при просмотре телевизионных передач и чтения книг.
Маска изготавливается из плотного картона, наподобие карнавальной, с той лишь разницей, что отверстия диаметром 10 мм делаются не против зрачков глаз, а смещаются на 15—20 мм к виску. Больной должен смотреть телевизор одним глазом, сильно скашивая его к виску, то есть тренируя наружную мышцу глаза. Постепенно, по мере усиления мышц глаза, учитывая настойчивость и успехи пациента, отверстия в маске можно делать все дальше от переносицы. Ребенка нужно сажать так, чтобы, например, при «смотрении» правым глазом правое плечо было направлено к экрану. Глаза тренируются постепенно: продолжительность работы каждого глаза индивидуальна; вначале 15—20 мин., впоследствии до 1 часа. При косоглазии дольше должен работать глаз, который чаще косит. Для этой цели можно использовать и оправу от очков (ее размер должен соответствовать межзрачковому расстоянию у ребенка), заклеив два очковых проема лейкопластырем так, чтобы больной не мог подглядывать ниже или выше, а мог только смотреть вбок к виску, за краем оправы.
При выполнении упражнения обычная окклюзионная наклейка снимается. Чтение книги выполняется по этому же методу, однако книгу вместе с подставкой размещают выше поверхности стола на 10—15 см, используя при этом какой-либо предмет или стопку книг, журналов.

1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего—в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
3. Ноги — на ширине плеч, руки — на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
4. В течение 3 сек. смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть. Повторить 15 раз.
5.Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз. б. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 15 раз.

1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2—3 сек., потом прикрыть веки и опять открыть.
4.В течение 5 сек. смотреть обоими глазами на переносицу.
5. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.
Методика проведения упражнений, рекомендуемых для профилактики утомления Упражнения*проводятся в течение 2—3мин.
1. Исходное положение (и. п.) — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—6 раз.
2. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.
3.И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.
4. И. п. — сидя. Посмотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 сек., поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 сек., затем опустить руку. Повторить 5—6 раз.
5. И.п. — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 4—5 раз.
* * *
1. И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 сек., затем открыть глаза на 3—5 сек. Повторить 6—8 раз.
2. И. п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1—2 мин.
3. И.п. — стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 сек., затем поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца смотреть на него 3—5 сек., после чего опустить руки. Повтсь рить 10—12 раз.
4. И. п. — стоя. Вытянуть руку вперед, посмотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6—8 раз.
5.И. п. — сидя. Закрыть веки, массировать их с помощьк круговых движений пальца. Повторять в течение 1 минуты.
6. И. п. — стоя. Поставить палец правой руки по средней! линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть двумя! глазами на палец 3—5 сек., затем прикрыть ладонью левой! руки левый глаз на 3—5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя| глазами на кончик пальца 3—5 сек.
Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 5—6 раз.

1. Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких ис-| точников света.
2. Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно по-! гладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.
3. Лицо и тело также пусть расслабятся. Это даст дополнительный отдых, но все внимание должно быть сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость и невесомость, а в дальнейшем — полная потеря ощущения глаз.
Направление взгляда на горизонт.
Принять любую удобную позу, спину держать прямо. аправить расфокусированный взгляд на горизонт. Можно также остановить взор на любом удаленном объекте, не раздражающем глаза, — облаке, дереве и т. д. Требуется не сосредотачиваться на каком-нибудь предмете, а напротив, смотреть как бы сквозь него, не напрягая зрения .
3. Выполнять несколько минут, после чего расслабить глаза. Можно проделывать в любое время, при утомительной для зрения работе — желательно не реже, чем раз в 2 часа.
Моргание
Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 сек. Затем расслабить глаза. Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.
Вращение глаз
1. Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо.
2. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова все время остается неподвижной. Сначала надо научиться совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков и потери концентрации. Со временем — выполнять 2—3 поворота по часовой стрелке и столько же — против часовой стрелки.
3. Расслабить глаза.
Повороты глаз
1.Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, в правый нижний угол, в левый верхний угол, в правый верхний угол, в левый нижний угол.
2.Повторять от 2 до 5 минут, удерживать голову неподвижно, стараться поворачивать глаза в самые крайние положения.
3. Расслабить глаза.