Навигация
Чтение





Учительская газета

Министерство образования Российской Федерации

Министерства образования Республики Саха(Якутия)

Управление образованием мэрии г.Якутска

МИР КНИГ
                                                                                  Все бледнеет перед книгами.
                                                                                                                                 А.П.Чехов
Обзор книжных новинок на страницах библиотечных сайтов

Обзор детских периодических изданий
http://detmagazin.ucoz.ru/load/
Обзор новинок детских книг на сайте shoppingzone
http://shoppingzone.ru/pokupatel/?id=324
Лучшие детские книги современности на сайте femy.ru
http://femy.ru/categories/266/articles/1239
Книжные новинки для младших школьников на сайте российской государственной детской библиотеки
http://www.rgdb.ru/new-books
Рубрика "Советуем прочитать" на сайте центральной городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара (г.Москва)
http://www.gaidarovka.ru/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=26&Itemid=1554

 

 

 

Работа с книгой
Узнай о книге больше. Научись самостоятельно работать с книгой.
Ссылки на сайты, содержащие информацию о книге как источнике знаний.




Работа с книгой
Все о книге
Сайт ВикипедиЯ
История книги
http://www.hi-edu.ru/e-books/HB/cont.htm
История развития книги
http://art.ioso.ru
Справочно-библиографический аппарат книги. Структура
http://www.74-gim76.edusite.ru/p161aa1.html
Справочная литература. Энциклоперии, словари, справочники
http://www.74-gim76.edusite.ru/p111aa1.html
Как составить библиографический список литературы
http://www.younglib.novgorod.ru/?block=21&id=41&page=
Каталоги
http://lib.herzen.spb.ru/info6.htm
Электронные каталоги. Поиск книг в российских библиотеках
http://book.uraic.ru/internet/guide/books.htm
Самостоятельная работа с книгой
http://www.cpk.donetsk.ua/library/work_book.htm
Как научиться быстро читать
http://vsesovet.narod.ru/bistro.html

Семейное чтение как духовное развитие ребенка
«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни». 

     
В.А.Сухомлинский.


            Семейное чтение – это важнейший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания,
которое и есть самое главное и самое действенное. Это совместная  читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно- эстетическое развитие личности.
Семейное чтение:

  • Совместное или только взрослыми для детей чтение вслух.
  • В семьях с подростками можно считать семейным одновременное чтение одной книги и дальнейшее ее обсуждение.

Чтение вслух стимулирует эмоциональное развитие.

  • Повышает уважение к себе.
  • Вырабатывает мотивацию поступков.
  • Стимулирует воображение.
  • Дает возможность отдохнуть.

Чтение вслух стимулирует интеллектуальное развитие.

  • Увеличивает запас слов.
  • Увеличивает время, в течение которого удерживается внимание ребенка.
  • Улучшает его восприятие (умение понимать).

Чтение вслух стимулирует физическое развитие.

  • Переворачивание страниц способствует развитию двигательной координации, навыка сложных движений.
  • Рассматривание картинок улучшает зрительные навыки.
  • Слушание обостряет навыки аудирования.

Чтение вслух стимулирует социальное развитие.

  • Время проводится в контакте с ребенком.
  • Члены семьи привыкают к ролевому моделированию.
  • Читающий узнает интересы другого.
  • Повышается уверенность в себе.

Что нужно для приобщения младшего школьника к чтению книг


Терпение

Привить любовь к чтению сразу и вдруг невозможно. Это долгий процесс, требующий постоянной работы и большого терпения.


Сотрудничество


Детское чтение - это совместная работа ребенка и взрослого, СОТРУДНИЧЕСТВО.
Варианты могут быть разные:

  •  поочередное чтение одной и той же книги;
  •  чтение взрослым – слушание ребенка;
  •  чтение ребенка - слушание (искреннее, с интересом!) родителей;
  •  совместное прослушивание аудиокассет (МР3) или кассет         

Не спешите делать детей взрослыми!

  •             Очень важен подбор книг... Это должна быть детская литература, соответствующая возрасту, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по жанру или настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен.

Пример чтения в семье

  •             А самое главное, собственным примером приучайте ребенка к чтению. Пусть несколько минут в день дети видят, как их родители, несмотря на усталость и нехватку времени уделяют внимание своему любимому занятию. Тогда и дети постепенно привыкнут читать хотя бы по десять минут в день. Читайте с выражением, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев.

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей

  • Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки.
  •   Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.

    А вот метод, который предлагает известный педагог  Ш.Амонашвили.

  •  Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это "авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон почитайте с ним книжку, а потом оставьте ее раскрытую и уйдите из комнаты. Но будьте тактичны и внимательны к юному читателю: не давите, не заставляйте читать, не настаивайте на чтении более «сложных» книг, как вам кажется, более соответствующих возрасту вашего ребенка, если он до сих пор самостоятельно читает только совсем уж «детские» книжки.

Организация чтения дома

  •   Найдите спокойное место.
  •     Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
  •     Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
  •     Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
  •    Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
  •    Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним   «Дневник чтения», занося туда любимые книги.

Для  родителей ДА

  • Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
  • Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день ( попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
  • Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
  • Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
  • Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
  • Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.
  • Дарите ребёнку книги.
  • Поощряйте ребёнка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
  • Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
  • Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

НЕТ

  • Не заставляйте читать насильно.
  • Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.
  • Не заставляйте читать слишком трудные книги.
  • Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
  • Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
  • Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
  • Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
  • Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
  • Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать «что-то»лучше, чем ничего не читать.

Памятка для родителей


1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
2.  Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3.  Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4.  Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
5.  Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
6.  Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.
7.  Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить,                                                                                    как он запомнил ранее прочитанный текст.
8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
9.  Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.
12.  Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Как научиться быстро читать

  • Избавиться от привычки произносить про себя читаемый текст, для этого необходимо взять карандаш в рот и зажать зубами так, что ни губы, ни язык не касались его. Держать карандаш в таком положении все время чтения. Действовать так до тех пор, пока не будет никакого сомнения, что текст не повторяется.
  • Сознательно заставлять себя читать быстрее, пока это не войдет в привычку.
  • Прочертить посередине газетной колонки линию сверху вниз. Глядя только на линию попытаться прочитать колонку, используя «боковое» зрение с тем, чтобы увидеть дальше края строк. Практиковать это каждый день, пока не удастся читать колонку правильно. Затем попытаться таким образом читать книги и журналы. Это позволит видеть блоки текста целиком.
  • Чтобы не допускать движения взгляда вверх по странице, закрывать то, что уже прочитано листом плотной бумаги, передвигая его вниз страницы по мере прочтения, заставлять себя с каждым занятием продвигаться по странице все быстрее и быстрее.

Правила чтения для учащихся

1.  Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
2.  Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.


Упражнения для улучшения зрительной памяти

  • Вытянуть одну руку вперед. Взгляд фиксируется на указательном пальце. Одновременно другую руку приложите к виску и периодически отводите ее в сторону. При угле 90? попробуйте увидеть обе руки.
  • Положить перед собой лист бумаги. Нарисовать букву посередине, зафиксировать на ней свой взгляд. Одновременно положить на этот же лист вырезанную другую букву и передвигать ее от центра в стороны, удерживая обе буквы в поле зрения.
  • Упражнения по расслаблению рекомендуется сочетать с правильным дыханием (дышать нужно животом, при этом в организм поступает в три раза больше кислорода, что позволяет увеличить не только возможности зрительной памяти, но и работоспособность в целом).

Как успешно учить стихотворение

    • Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
    • Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
    • Прочитай стихотворение выразительно.
    • Почувствуй настроение, ритм стихотворения.
    • Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
    • Не учи стихи по столбцам. Короткие заучивай целиком, Длинные ? разбивай на порции.
    • Через несколько минут повтори вслух по памяти (можно заглядывать в текст).
    • Повтори стихотворение не заглядывая в текст.
    • Перед сном повтори ещё раз.
    • Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.