Управление образования Окружной администрации города Якутска
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 им. М.И. Кершенгольца»
Согласовано
на заседании методического совета
МОБУ СОШ№9
им.М.И.Кершенгольца го «г.Якутска»
№____ от «___»_______________20__г |
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ№9
им.М.И.Кершенгольца го «г.Якутска»
____________________ Черных Н.П.
«___»__________________20__г |
Программа
"Одаренные дети"
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №9
имени М.И.Кершенгольца»
городского округа «г.Якутск»
(из программы развития школы)
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель
Самый простой способ отыскать свои скрытые таланты – это обратить внимание на людей чьими способностями вы восхищаетесь.
Запомните: человек замечает в людях те качества, которые потенциально живут в нём самом.
Если вы заметили чью-то способность, одаренность, можете порадоваться – это значит, у вас есть такие же склонности и дары, просто вы пока не позволили себе их проявить.
Автор неизвестен
С сайта http://www.inpearls.ru/
Пояснительная записка.
1. Введение
В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации, теперь председателя Правительства РФ, А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009. Долгосрочная программа «Одарённые дети» (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года №172 «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 – 2010 годы».
Обучающийся нашей школы:
РАСТЁТ, РАЗВИВАЕТСЯ,
получает ОБРАЗОВАНИЕ, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ,
занимается СПОРТОМ, ТРУДИТСЯ, ОЗДОРАВЛИВАЕТСЯ,
становится КУЛЬТУРНЫМ, КОММУНИКАБЕЛЬНЫМ.
При определении стратегии программы «Одарённые дети» исходим из следующего содержания понятия «одарённость»:
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств:
- общие или специальные способности выше среднего;
- высокий уровень включенности в задачу;
- высокий уровень креативности.
Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.
Задача учителя - помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия « одаренность» были выделены следующие виды одаренности:
- общая интеллектуальная одаренность
- творческая одаренность:
- спортивная одаренность:
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
подробно>>
|