Навигация
Проект "Музыка для всех"





Учительская газета

Министерство образования Российской Федерации

Министерства образования Республики Саха(Якутия)

Управление образованием мэрии г.Якутска

 

Знакомимся с композиторами

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

       Петр Ильич Чайковский является композитором, музыка которого произвела неизгладимое впечатление на мир, все же много вещей, казалось бы, складывались против него. Его мать умерла от холеры, когда Чайковскому было только 14 лет, и эта большая потеря затронула мальчика очень глубоко. Будучи еще ребенком, он пострадал от различных неврозов и испытал периоды глубокой депрессии. Хотя он изучил фортепьяно в детстве, Чайковский должен был первоначально изучить закон, и его первая профессия была нотариус - клерк, выполняющий административные функции. Только в возрасте 23 лет он изменил направление своей карьеры и решил изучать музыкальную композицию в новой Санкт-Петербургской Консерватории. Его успех там привел в новую Московскую Консерваторию с Николаем Рубинштейном (братом Антона Рубинштейна, который основал Санкт-Петербургскую Консерваторию). Хотя музыкой Чайковского теперь восхищаются во всем мире, он не всегда получал теплый прием в своей родной России и имел множество плохих критических отзывов о своих работах. Например, его первый Концерт для фортепьяно, который теперь узнается всеми и является одним из фаворитов среди концертов камерной музыки, был первоначально посвящен Николаю Рубинштейну. Ему не нравилась работа, и Чайковский чувствовал себя опустошенным.

      Чайковский часто работал в изоляции. Когда в будущем он принял приглашения провести время вне дома, он чувствовал себя тоскующим по дому и стремился вернуться домой. Некоторое время Чайковский начал любопытные отношения с женщиной по имени Надежда ван Мек, которая стала его благотворителем, и ее регулярное финансирование и письма поддержки позволили ему сочинять без постоянного беспокойства из финансовых проблем, и он ушел из Московской Консерватории, чтобы сконцентрироваться на сочинении музыки. Отношения были любопытными, потому что оба никогда не встречались.

      Не удивительно, что часть музыки Чайковского полна печали и отчаяния. А то, что, возможно, большая часть его музыки, ярка и наполнена счастьем не менее удивительно.

      Чайковский никогда не был полным отшельником. Он встречал много других композиторов и музыкантов того времени. В своей родной России он, конечно, знал несколько членов российской Националистической Школы, и некоторое время был вдохновлен их музыкальным размышлением. Ядро этой группы состояло из пяти композиторов, часто называемых "кучкой" или "могучей кучкой" – Николай Римский - Корсаков, Мили Балакирев, Мусорский, Александр Бородин и Цезарь Цуи. Эти композиторы стремились составить и продвинуть музыку, которая подчеркнула бы свое российское происхождение, используя народную музыку и другие традиции, и в значительной степени избегая музыки, составляемой в других частях мира. У музыки Чайковского есть более широкое обращение, характеризованное красивыми мелодиями, изобретательным гармоничным сочетанием, и "сердцем на рукаве" эмоциональная теплота и обязательство. Действительно его музыка была более популярной за границей, чем в его родной стране, и возможно это было причиной некоторого начального его негодования домом.

      Чайковский оставил нам богатство великой музыки, включая Симфонии и Концерты, некоторые Оперы и много более коротких работ. Его особенно помнят за его повествовательную музыку, включая увертюру "Ромео и Джульетты" и вызывающая воспоминания свободы плавная музыка балета "Лебединого озера", "Щелкунчика" и "Спящей красавицы".

 

Высказывания великих людей о музыке

      Из наслаждений жизни. Одной любви музыка уступает, Но и любовь - мелодия. (А. С. Пушкин.)

      Музыка - высшее в мире искусство. (Лев Николаевич Толстой)

      Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. (Бертольд Ауэрбах)

       Музыка - истинная всеобщая человеческая речь. (Карл Юлиус Вебер)

       Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. (Василий Александрович Сухомлинский)

       Музыка - народная потребность. (Людвиг ван Бетховен)

       Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг ван Бетховен)

       Музыка - поэзия воздуха. (Ж.П. Рихтер)

      Музыка - универсальный язык человечества. (Генри Лонгфелло)

      Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия. (Людвиг ван Бетховен)

       Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

       Музыка - это стенография чувств. (Лев Николаевич Толстой)

       Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают. (В.Ф. Одоевский)

      Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльми, способствует полету воображения... (Платон)

       Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)

      Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая. (Ромен Роллан)

      Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике. (Готфрид Вильгельм Лейбниц)

       Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу. (П.И. Чайковский)

      Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. (Р. Вагнер)

       Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)

      Музыка образует середину между мыслью и явлением. (Генрих Гейне)

      Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. (Василий Александрович Сухомлинский)

      Музыка побуждает нас красноречиво мыслить. (Ральф Уолдо Эмерсон)

 

Отчетный концерт обучающихся, играющих на музыкальных инструментах.

       В рамках реализации проекта «Музыка для всех» школа №9 прослеживает и поощряет обучение детей в Детской школе искусств и музыкальном колледже, самостоятельно изучение игры на музыкальных инструментах. Обучающиеся школы успешно обучаются на разных музыкальных инструментах. 30 мая был организован отчетный концерт, на котором с большим удовольствием прослушали разные произведения композиторов в исполнении детей. Обучающиеся играли на фортепиано, скрипке, тамбурине и на гитаре. Похвально то, что учащиеся старших классов создали свою группу. После выступления все дети были награждены грамотами за творческие успехи в музыке.















 

Посещение театра танца

      В рамках республиканского проекта «Музыка для всех» обучающиеся 8 «а» и 8«б» классов посетили театр танца Дома дружбы народов им. А.Е.Кулаковского. Ребята познакомились с якутским свадебным обрядом 19 века. Играл национальный оркестр театра, ведущие солисты исполняли тойук и танцевали якутские народные танцы. Учащиеся 8-х классов с интересом посмотрели танцы, узнали много нового из истории Якутии. Наши ребята были благодарными слушателями.









 

"В музыканты я б пошел, пусть меня научат."

      В рамках реализации проекта «Музыка для всех» в школе проводится кружок игры на музыкальных инструментах.
      Дети с удовольствием играют на ложках, трещотках, маракасах и т.д. Занятия ведёт преподаватель музыкального колледжа Малышев Айаал Анатольевич. Ребята с интересом узнают о каждом инструменте, как он устроен, как с ним работать. Посещают кружок учащиеся 3,4,6,7 классов.









 

Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню.

       7 марта в рамках реализации проекта «Музыка для всех» проведен концерт Национального театра танца РС (Я) им. С.А. Зверева – Кыыл - Уола. В праздничном концерте прозвучала популярная музыка российских, якутских и зарубежных композиторов в исполнении оркестра национальных инструментов. Мировые шедевры исполнил заслуженный артист РС (Я), солист государственного театра оперы и балета РС (Я) Григория Петрова.









 

Музей музыки и фольклора народов Якутии

       Музей музыки и фольклора народов Якутии в рамках реализации республиканской программы "Музыка для всех" подготовил выездную программу "Дорога к Прекрасному", адресованную школам города Якутска, пригородов и улусов РС(Я).
14 февраля 2014 педагоги школы прослушали семинар "Три стиля пения в олонхо", где была презентация видеоурока "Три стиля пения в олонхо" (мастер-класс Н.П. Тимофеева - для учителей, воспитателей и преподавателей олонхо).

       В очень доступной форме было рассказано каким стилем исполняют олонхо герои – положительные, отрицательные, комические. Весь семинар сопровождался исполнением пения героев. Все присутствующие слушали с огромным вниманием и заинтересованностью. На заданные вопросы были получены исчерпывающие ответы. В заключение семинара коллектив педагогов исполнил танец осуохай.

      Школе была презентован диск мастер-класса Н.П. Тимофеева. Педагоги школы были благодарны сотрудникам музея музыка и фольклора народов Якутии.





 

 


 

Сольный концерт Анны Дьячковской и Аизы Решетниковой

      В рамках реализации республиканской программы "Музыка для всех" по выездной программе "Дорога к Прекрасному" Музея музыки и фольклора народов Якутии в МОБУ СОШ №9 им.М.И.Кершенгольца прошел сольный концерт Анны Дьячковской (сопрано), заслуженной артистки РС (Я), лауреата Международного конкурса оперных певцов им. Умберто Джордано (Италия) и Аизы Решетниковой (фортепиано), заслуженного работника культуры РФ, РС (Я), лауреата (Золотая медаль) премии Фонда Ирины Архиповой. Прозвучали романсы С.Рахманинова и якутских композиторов. Звуки музыки и прекрасного голоса завораживали.

По утру, на заре,
По росистой траве,
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…

      Музыка шла от сердца и обращена к сердцу. Каждый присутствующий представлял сирень, прогулку прекрасной дамы в саду, о которых пелось в романсах. Сопровождающийся рассказ Аизы Решетниковой о каждом звучащем романсе заинтересовывал всех. Благодарные слушатели от души аплодировали.

      Сотрудничество школы и музея музыки и фольклора народов Якутии будет продолжено. В следующую встречу коллектив школы услышит романсы П.И.Чайковского.





 

 


 

КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА "МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ" (2013-2022)

 

ОБРАЩЕНИЕ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) М.Е.НИКОЛАЕВА К ГЛАВАМ АДМИНИСТРАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ НАСЛЕГОВ 



Громадные изменения в мире, вызванные глобализацией и информационно - технологической революцией влекут изменения и в системе образования. Новое педагогическое движение в мире направлено на максимальное творческое, интеллектуальное, эмоционально - эстетическое, социальное развитие детей и молодежи. И здесь наука признает выдающееся значение музыки в раннем развитии способностей человека. Сегодня технологически развитые страны, такие как Финляндия, США, Южная Корея, КНР внедряют в общеобразовательные программы уроки музыки и результаты великолепны.

1 октября 2013 года в Международный день музыки в республике стартовал в будущее проект "Музыка для всех". Это большой межведомственный, общественный проект, представляющий широкое внедрение музыкального образования в школы и детские сады республики. Он объединяет творческие силы и усиливает влияние государства и общества на образовательный процесс подрастающего поколения.

Проделана большая подготовительная работа. В августе Международным конгрессом, проходившим в Якутске, одобрена Концепция проекта, создана Межведомственная дирекция, утверждены планы работ до 2022 года двух министерств: Министерства культуры и духовного развития и Министерства образования республики. Создан Попечительский совет, почетным председателем которого стал профессор, ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.С. Соколов.

Возможности музыки безграничны. Она может применяться и как образовательная технология, нацеленная на развитие восприятия ребенка, стимулирование головного мозга и его способностей. Мы хотим, чтобы ребенок не только воспринимал посредством музыки прекрасное, но и легче воспринимал в школе и физику, и химию, и информатику.

Научные исследования показывают, что, занимаясь музыкой, человек развивает свои математические способности. Музыка развивает память и логику ребенка. Доказана связь музыки и речи, музыкальный ребенок раньше и лучше начинает читать, лучше изучает иностранные языки.

Великий мыслитель Конфуций говорил: "В гармонии с музыкой" имея в виду, что музыка благотворно влияет на характер человека, способствуя его правильному формированию.

Музыка вечна! Она открыта человеку! Трудно будет переоценить вклад каждого из нас, кто работал над проектом с момента его рождения, в решающих стадиях его становления и кто будет воплощать его идеи в будущем. Разве не прекрасна конечная цель проекта - выпускник школы вместе с аттестатом будет получать свидетельство о владении одним из академических музыкальных инструментов. Надо верить, и преодолеть все препятствия!

В канун нового 2014 года я обращаюсь к главам муниципальных образований, директорам школ и детских садов, общественности наслегов и районов. Что нужно сделать, чтобы неисчерпаемый кладезь духовного богатства музыка мог одарить каждого нашего ребенка? Подводя итоги уходящего 2013 года и, планируя наступающий год, я предлагаю сделать следующее.

Во-первых, у нас повсеместно не хватает музыкальных инструментов. На эти цели требуются финансовые средства. Министерство культуры и духовного развития и Министерство образования республики включили в план поэтапное обеспечение школ музыкальными инструментами, но для более быстрого и эффективного решения задачи требуется поддержка. В течение 2014 года нам надо обеспечить каждую школу и детский сад комплектом необходимых музыкальных инструментов: пианино или синтезатор, аккордеон или баян, гитара, скрипка и др. Для этого необходимо при каждом наслеге и каждой школе создать Попечительские советы и открыть специальные фонды, для сбора пожертвований от населения и организаций. Развернуть меценатство, привлекать в качестве партнеров структуры частного сектора, фонды и благотворительные учреждения по развитию музыкальных образовательных программ, проводить общественные работы в виде субботников и воскресников.

Во-вторых, у нас не хватает в общеобразовательных школах учителей музыки. На начальном этапе для решения этой задачи можно привлекать учителей музыкальных школ, работников Домов культуры, песенников, мелодистов для работы по контракту. Впереди прекрасное летнее время, которое нужно использовать. Силами улуса можно открыть летние музыкальные школы.

Особая миссия проекта - это возможность открытия новых блистательных талантов. Это будет ответственная кропотливая работа, требующая углубленного изучения предмета. Вести занятия с наиболее одаренными детьми по углубленным программам.

Каждое поколение людей передает наш прекрасный мир следующему поколению. Насколько молодое поколение будет красивым и здоровым зависит только от нас с вами! Великолепная традиция браться за большие дела всем миром сообща поможет нам достичь возвышенной цели. Духовная традиция всегда оставляет яркий след. "Музыка для всех" - это будет еще один достойный реальный проект к 100-летию Республики Саха (Якутия)

 

 

Первый Президент Республики Саха (Якутия),
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации