> Статьи
Навигация
Статьи





Учительская газета

Министерство образования Российской Федерации

Министерства образования Республики Саха(Якутия)

Управление образованием мэрии г.Якутска

 
Моделирование здоровьеформирующего школьного пространства
(здоровье обучающихся - здоровье учителя)

Черных Н.П.,

директор МОУ СОШ № 9 им. М.И. Кершенгольца

   Здоровье – бесценное достояние человека. Здоровье – дело не только личное, но и общественное. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышению заболеваемости. И наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Проблема охраны и укрепления здоровья обучающихся очень сложна и многогранна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья обучающихся – важнейшая обязанность школы, учителей и самих детей. Трудно учиться школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем. Именно педагоги должны помочь обучающимся справиться с этими трудностями, ведь здоровье – это основа формирования личности.

   Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков.

   Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

   Психическое здоровье – высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к сознательной деятельности.

    Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

   Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

   Летом 2003 года администрацией школы была защищена программа под названием «Школа здоровья». Цель реализации программы – создание уклада школьной жизни, способствующего воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности.

   Основные задачи:
• Воспитание нравственных качеств личности, ценностного отношения к личности и окружающему миру,
ответственного отношения к жизни.
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.
• Формирование знаний о психофизиологических возможностях своего организма.
• Формирование представлений о здоровом образе жизни на личном примере педагогов.
• Формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению.
• Развитие познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования.
• Формирование связей между домом, школой, родителями, преподавателями, всеми компонентами микросоциума.
• Проведение коллективных творческих дел: спортивно-оздоровительных, общественно-политических, познавательных, художественно-эстетических.


   Пути решения:
• Проведение творческих игр: познавательных, музыкальных, сюжетно-ролевых, подвижных, в том числе спортивных.
• Занятия «Школы этикета».
• Клуб выходного дня.
• Формирование центров и комплексов


   Под здоровьеформирующим школьным пространством следует понимать такую модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения ими государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья. Основой внедрения здоровьеформирующего школьного пространства является соблюдение следующих принципов:

• Учет возрастных и половых особенностей детей
• Учет состояния здоровья обучающегося и их индивидуальных психофизиологических особенностей при
выборе форм, методов и средств обучения.
• Использование здоровьесберегающих технологий.


   Цель моделировани здоровьеформирующего школьного пространства - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процессов: организация рационального учебного процесса в соответствии с СанПиН; рациональная организация двигательной активности обучающихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

   Мы выделили восемь основных направлений в программе моделирования здоровьеформирующего школьного пространства:

1. образование обучающихся в сфере здоровья
2. программы и практические руководства по физической активности
3. школьное питание
4. медицинское сопровождение школьников
5. психологическое и социальное консультирование
6. повышение квалификации педагогов в области здоровьесберегающих технологий
7. активное участие в программе родительской общественности
8. мониторинг здоровья обучающихся


   В рамках реализации программы проводится обширный мониторинг здоровья обучающихся. Проанализированы показатели физического здоровья обучающихся, причины пропусков занятий.

Здоровье ребенка в режиме дня, занятия спортом, физические нагрузки и многое другое.
Проанализировано отношение обучающихся к психоактивным веществам и к занятиям спортом

   Сохранению здоровья школьников способствует соблюдение санитарно-гигиенических требований: предельная учебная нагрузка в неделю в часах, размеры парт, освещенность, учета сложности предметов и дозировки домашних заданий, температурный режим в школе и длительность проветривания учебных помещений.

   Важным условием, способствующим реализации программы моделирования здоровьеформирующей школьной среды является не только общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, но и внимательное отношение педагогов к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни.

   Сохранение здоровья учителей предполагают наличие зон отдыха, тренинги и занятия спортом. Педагогическая деятельность по праву считается одной из самых стрессогенных:

• повышенная продолжительность рабочего времени;
• высокая напряженность и ответственность;
• способность запоминать большой объем информации;
• подготовка к урокам, дополнительная нагрузка;
• высокие требования к психическим процессам: внимание, память, речь;

   За 15 – 20 лет работы в школе наступает истощение нервной системы, сгорание, педагогические кризы, хроническое утомление, высокий уровень тревожности: влажные руки, затрудненное пищеварение, нервозность.

Программа школы Здоровья реализует свои цели через пилотные проекты:

• Дружная семья
• Экология дома, школы, города;
• Лето как источник здоровья;
• Научился сам – научи другого;
• Здоровый учитель - здоровый ученик;


   Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно и физически. Если раньше говорили «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

   Моделирование здоровьеформирующего школьного пространства позволит обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творчесие способности, а учителю эффективно проводить профилактику аддиктивного поведения обучающихся.