> Статьи
Навигация
Статьи





Учительская газета

Министерство образования Российской Федерации

Министерства образования Республики Саха(Якутия)

Управление образованием мэрии г.Якутска

 
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Учитель математики Корнилова Т.Г.

«Единственная красота, которую я знаю — это здоровье»
Генрих Гейне

   Охрана здоровья детей- это приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации.


   И одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся определяется следующими причинами.


   Во - первых , согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.


   Во-вторых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.


   В-третьих, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.


   В-четвёртых, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.


   Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника.


   Философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?", содержание образования - "чему учить?", педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения- учить нужно так, чтобы не нанести вреда здоровью субъектам образовательного процесса - учащимся и педагогам. Нужно вооружить выпускников знаниями, необходимыми для ведения здорового образа жизни. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.


   Существует достаточно много образовательных технологий. И одним из основных критериев качества любой образовательной технологии, должен быть – «сертификат безопасности» для здоровья.


   Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если он:;

   • в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
• в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
• в нравственном плане – честен, самокритичен;
• в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
• в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

   Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, формировать устойчивое внимание. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, не причиняя вред здоровью.

   В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения, которые бы стимулировали учащихся к самостоятельному приобретению знаний, активизировали бы мысль школьников и помогали бы сохранять здоровье.

    Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно.

   Здоровье учащихся определяется исходным состоянием на старте школьного обучения. Как показывает практика, здоровьесберегающие технологии нашли широкое применение в начальной школе, а в среднем звене это применяются крайне редко.

   Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебной деятельности, строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, поэтому урок желательно начинать с улыбки.

   Четкая организация урока также способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность.

   На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Положительным аспектом урока считается разнообразие форм работы с учащимися - работа в парах, в группах. В этом случае слабоуспевающий ученик чувствует поддержку товарища, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

   Здоровьезберегающие технологии большое значение уделяют школьной оценке. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым. И мы помогаем ему в этом, проводя уроки так, чтобы они оставляли в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник.

   Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

   Несколько минут на уроке необходимо уделять динамическим паузам. Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

   Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении признаков делимости закрепление можно провести частично во время физкультминутки: ученики руки поднимают вверх, когда учитель называет числа, делящиеся на «3», в стороны, когда названное число делится на «5», наклоняются если число делится на «2» и.т.д.

   Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом: Сесть удобно. Расслабиться. Ровно, протяжно, на одной высоте произносить звук [а]. Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек. Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки. Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

   Гигиенический массаж улучшает крово- и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снять мышечное напряжение на лице, шее, в руках. Массаж также носит профилактический характер против простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.

   Подушечками указательных пальцев обеих рук провести под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей. Повторить 5 раз. Тыльными сторонами правой и левой ладоней провести 7 раз от подбородка в стороны. Открыть рот, сильно натянуть на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусить. Повторить 5 раз.

   Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Поймать комара», «Согреть руки» и др. «Поймать комара»: Разведите руки в стороны. Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать. При этом беспрерывно произносить звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох.

   Для успокоения нервной системы, снятия напряжения важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. Учитель может при необходимости, уделяя максимум внимания окраске своего голоса и темпу произношения слов предложить детям закрыть глаза и представить себя в лесу после грозы, когда только, что прошёл дождь и мокрая листва на берёзах блестит, а на траве - серебряные капли. Когда так хорошо пахнет в лесу и так легко дышится! Попросить представить ландыши, сирень и вдыхать их чудный запах медленно, ровно, глубоко, чтобы продлить такие приятные минуты виртуального пребывания в лесу.

   В физкультминутки обязательно нужно включать простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Эти упражнения не занимают много времени и, как показывает практика, нравятся детям. Можно выполнить с детьми вертикальные движения глаз вверх - вниз; горизонтальные вправо - влево; вращение глазами по часовой стрелке и против; закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предложить глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. В старших классах можно выполнять построение многоугольника не поворачивая головы, одним движением глаз, отыскивать геометрическую фигуру или табличку с новым математическим термином, размещенные в классе.

   В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности: точка на лбу между бровями («третий глаз»); парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние); точка посередине верхнего края подбородка; парные точки в височных ямках; три точки на затылке в углублениях; парные точки в области козелка уха. В настоящее время известно более тысячи биологически активных точек на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнения можно выполнять в такой последовательности - потягивание за мочки сверху вниз; потягивание ушной раковины вверх; потягивание ушной раковины к наружи; круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

   В среднем звене происходит адаптация учащихся. Окончив начальную школу, учащиеся привыкают к изменениям в процессе обучения: новые учителя новые предметы, большой объем изучаемого материала. Адаптация учащихся - это постепенный процесс и не всем ученикам удается пройти его успешно и быстро. Учащиеся быстро устают, не могут на одном месте сидеть 40 минут, теряется внимание, большой объем материала плохо усваивается. В начальной школе, при проведении урока учитель использует 6-7 элементов здоровьесберегающих технологий. В среднем звене с увеличением объема изучаемого материала применение даже 2-3 элементов технологий происходит не на каждом уроке.

   Однообразность урока способствует утомляемости школьников, поэтому необходима смена видов деятельности (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа…). Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что также способствует росту утомляемости. Нормой считается не менее трёх за урок не позже, чем через 10–15 минут.

   В конце урока можно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Полезно строить графики настроения на протяжении урока.

   Предлагая домашнее задание, учитель может продифференцировать уровень сложности указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».

   Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

• Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха;
• Рациональность освещения класса и доски;
• Раличие (отсутствие) монотонных, неприятных раздражителей и т. п. (следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий);
• Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности (это методы свободного выбора - свободная беседа, свобода творчества…, активные методы - ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар …, методы- направленные на развитие интеллекта, эмоций, воображения, самооценки ...);
• Умение учителя использовать возможности применения ТСО, умение ненавязчиво и уместно решать как учебные, так и воспитательные задачи;
• На позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, показатель степени его авторитаризма. У авторитарного учителя дети на уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере;
• На физкультминутки или физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять;
• Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
• Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма; Например решая задачи по теме сравнение дробей можно предложить учащимся стать на время директором предприятия и выбрать из двух претендентов лучших. Выбрать швею, если первая из 21 м ткани может сшить 8, а вторая из 23 м - 9 платьев. Токаря, если первый изготавливает за 12 часов 27 деталей, второй за 18 часов 8. В первом случае дети выбирают правильно и без сомнений ту, у которой на одно платье меньше расход ткани. Во втором случае, когда производительность труда одинакова - выбираем того, кто ведёт здоровый образ жизни и предлагаем детям перечислить все плюсы такого выбора.
• Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем;
• Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье;
• Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д;
• Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока;
• Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками;
• Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя;

    Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.

   Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят, и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

• Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
• Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности.
• Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.