> Статьи
Навигация
Статьи





Учительская газета

Министерство образования Российской Федерации

Министерства образования Республики Саха(Якутия)

Управление образованием мэрии г.Якутска

 
Модель изменения поведения подростков и основные подходы в системе профилактики употребления ПАВ.

Кузьмина О.А., зам. директора по ВР МОУ СОШ №9 им. М.И. Кершенгольца

   Одной из актуальных задач современной школы является воспитание антинаркотической устойчивости учащихся. Это вызвано тем, что употребление психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков) принял глобальные масштабы, причем это явление «молодеет» с каждым годом (приобщение к регулярному потреблению алкоголя начинается все раньше, и сейчас оно сместилось к возрастной границе 11 -12 лет). К сожалению, употребление ПАВ стало одной из наиболее серьезных молодежных проблем.


   Для профилактики употребления ПАВ в школе №9 ведутся элективные курсы «Твое здоровье», «Мой выбор». Данные программы направлены на подростков.

   Цели курса: 1.Сформировать у учащихся первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, представляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.
2.Повысить уровень социально-психологической компетенции подростков.
3.Снизить вероятность вовлечения подростков к употреблению ПАВ.


   Перемены, произошедшие в нашем обществе, изменили не только нашу повседневную жизнь, но и наше отношение друг другу, наши нравы, привычки. Процесс принятия решений и их реализации в той или иной степени представляет затруднения для любого человека. Однако решение об изменении поведения может приобретать социально-значимые черты, если это касается отказа от приема наркотиков и алкоголя или выбора более безопасных форм сексуального поведения в ситуации эпидемии ВИЧ-инфекции, гепатитов В, С.


   Каждый человек обладает определенным набором поведенческих навыков. Эти навыки в повседневной жизни образуют типичное для него поведение. Модель изменения поведения зависит не только от того, чего он хочет добиться своими поступками. То есть в его поведении есть определенная мотивация, а она зависит от информации, которой владеет человек. Информация же может стимулировать его на приобретение новых навыков или отказ от используемых им ранее. Наличие новой информации оказывает влияние на поведение человека..


   Например: информация о возможности быть зависимым от наркотиков побуждает подростка к умению противостоять давлению, побуждающему к приему ПАВ. Знания о возможности быть страдающим от ломки активируют его мотивацию на сохранение здоровья. Так, информация и мотивация порождают решение противостоять давлению сверстников, т.е. изменить проблемное поведение.


   Рассмотрим подробнее основные подходы в системе профилактической работы.

1. Предоставление информации. Информация должна быть достоверной и представлять знания о последствиях злоупотребления ПАВ. Имея достоверную информацию о ПАВ, об их влиянии на организм (физиологическом, психическом, психологическом) подросток сможет принять ответственное решение по отношению к своему здоровью.
2. Апелляция к ценностям и знаниям. Подход использует методы поведенческой терапии. Эксперименты с наркотиками могут быть:
попыткой демонстрации взрослого поведения;
выражением социального протеста;
поиск удовольствия и расслабления.
Такое поведение можно трактовать как просьбу о помощи в ситуациях конфликта, акт отчаянья, давления со стороны социальной среды. Подростки с подобными проблемами нуждаются в обретении определенных жизненных навыков, которые позволяют им обрести устойчивость к различным негативным социальным влияниям.
3. Воспитание противодействия ПАВ. Ориентирован на ЗОЖ, умение сопротивляться пагубному влиянию и давлению, умение говорить «нет».
4. Укрепление здоровья.
5. Влияние социальной среды и сверстников. Работа с волонтерами.


Практикум.
Упражнение «Личность наркомана» (по Рольфу Хартену). Цель: при этом способе опроса выясняется, что не существует особой личности наркомана, а каждый из нас обладает свойствами, которые приписывается наркоманам. Наркомания и зависимость – это тема, которая касается всех, правда, в разных проявлениях и с разными последствиями.Практикум. Упражнение «Личность наркомана» (по Рольфу Хартену).
Цель: при этом способе опроса выясняется, что не существует особой личности наркомана, а каждый из нас обладает свойствами, которые приписывается наркоманам. Наркомания и зависимость – это тема, которая касается всех, правда, в разных проявлениях и с разными последствиями.
Каждый участник получает по листу, где написаны различные черты характера. Ведущий просит каждого отметить 6 черт (3 положительных и 3 отрицательных), которые характеризуют собственную личность. Листы собираются и распределяются снова между участниками. Отметить 6 черт, которые характеризуют наркомана. На отдельных листах записываются все черты характера по данным рубрикам, сравнивают между собой. Выясняется, что например, «ненадежность» относится как к личности наркомана, так и к собственной личности.