Навигация
Учителя





Учительская газета

Министерство образования Российской Федерации

Министерства образования Республики Саха(Якутия)

Управление образованием мэрии г.Якутска

Наши ветераны :  
Далекое - близкое

 

q


Моисей Израилович Кершенгольц

«Девятая гвардейская»…

   Это было зимой. В январе в Новосибирском аэропорту я увидел двух взволнованных девушек, которые просили о чем-то диспетчера, а потом удрученные отошли в сторонку. И неожиданно я услышал их разговор.

—Ничего, — успокоила одна подружка другую, — 31 мы все равно будем в Якутске.

Совпадение. Я тоже хотел во чтобы то ни стало 31 января быть в Якутске. И почему-то мне тогда показалось, что девушки, как и я, спешат на вечер встречи выпускников школы № 9. Вот уже в течение пятнадцати лет я аккуратно получал приглашения на эти встречи, но все я никак не удавалось вырваться. А вот нынче дал себе слово обязательно съездить в Якутск.

    Многое я жизни проходит и забывается. Но ни один из нас никогда не забывает школу, любимых учителей. Память эта вечна. Что же заставляет нас так волноваться при воспоминании о родной школе? Трудно ответить сразу, да и вообще вопрос не из легких - он лишь порождает второй: «Но какими же добрыми волшебниками должны быть учителя, чтобы вселить в ребячьи души такое романтическое представление о юности, ее возможностях и мечтах, к которым потом стремимся всю жизнь».

    И вот через 15 лет вновь я вижу родную школу, дорогих учителей, знакомые лица тех, с кем вместе учился. И лишь сейчас, повзрослев и переосмыслив многое, мы более трезво взвешиваем заслуги наших учителей, и слова благодарности искренне и непроизвольно слетают с губ.

   Моисей Израилович Кершенгольц, наш директор школы. Это он еще в восьмом классе привил нам любовь к математике. Он был строг. Тогда это не всем нравилось. Но теперь мы понимаем, что эта справедливая требовательность очень важна в организованном коллективе. Сейчас мы четко представляем, как трудно работать директором школы. Ведь надо найти подход и к первокласснику, и к старейшему учителю, помнить о каждой мелочи, начиная от педагогических вопросов и кончая хозяйственными.

   Емельян Степанович Таркин — образец политически развитого человека. В школе мальчишки «по секрету» сообщали друг другу, что Емельян Степанович ежедневно встает в полшестого утра, чтобы успеть до занятий просмотреть газеты и журналы.

- А Константин Евгеньевич Корякин и Юрий Николаевич Пономарев? Физик и математик, энтузиасты спорта, кумиры мальчишек. Я говорю о наших мальчишеских ощущениях. Но вот передо мной список учителей школы № 9, награжденных юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия В. И. Ленина»: М. И. Кершенгольц, Э. К. Зайцева, К. Е. Корякин, Ю, Н. Пономарев, П. Н. Трусова, Е. П. Соколова, Ф. И. Агаркова. Опять знакомые и дорогие нам имена. Как это здорово!

    На вечере встречи для нас организовали своеобразную экскурсию. Те же классы, те же парты, богатая школьная библиотека. А приветствовал нас великолепно сыгранный духовой оркестр, состоящий из одних мальчишек. А потом концерт художественной самодеятельности—и опять на сцене, к нашему изумлению и радости, властвовали мальчишки. Это очень хорошая традиция, когда в активе много мальчиков.

    В нашей школе (всю жизнь буду называть ее своей) бережно хранят хорошие традиции. Это и активная переписка с выпускниками, участие в олимпиадах, соревнованиях, городских выставках. И всегда ребята, как когда-то и мы сами, завоевывают призовые места. И, поверьте, — то, что именно школа № 9 рапортовала 22 апреля 1970 года у памятника В. И. Ленину, волнует нас не меньше, чем нынешних учеников.

    Пройдясь по школьным коридорам и классам, я неожиданно для себя понял: школа — это мир, который существует вечно. Именно здесь можно ясно представить бег времени, его бесконечность. Уходят одни ребята — их место занимают другие, место отца занимает сын... Школа как жизнь. Только заботы меняются, трудности другого плана встают на пути, новые задачи.

    И еще я понял, что все мы должны постоянно помогать школе; оформлять кабинеты, обновлять классы... Словом, здесь непочатый край работы и для бывших выпускников, для шефов.

    Когда-то наша школа была мужской и мы называли ее «Девятая гвардейская». Для нас это было высшим и символом трудовой доблести и гордости. И сейчас мы с теплотой говорим родной школе; «Живи и здравствуй, девятая гвардейская!»

 С. ЧИСТЯКОВ. доцент, кандидат технических наук., г. Златоуст

 

 

q      

          
Мун Любовь Петровна

Родилась 2 апреля 1948 г. в г. Владивостоке. В 1976 г. окончила физико-математический факультет Якутского государственного университета.

Педагогическую деятельность начала в 1978 г. в средней общеобразовательной школе № 9 г. Якутска им. М.И.Кершенгольца. В 1981 -1987 гг. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе. С 1987 г. - ассистент кафедры высшей математики, с 1988 г. - старший преподаватель ЯГУ. Она является одним из создателей кафедры методики преподавания математики МФ ЯГУ.

Л.П.Мун разработаны действующие программы спецкурсов: "Школьные программы и учебники", "Планирование и ведение уроков математики в средней школе" для студентов педагогического отделения МФ ЯГУ.

Любовь Петровна - руководитель школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла. Оказывает помощь молодым специалистам и коллегам.

В течение многих лет Л.П.Мун являлась активным членом городского методсовета учителей математики, входила в состав городской медальной комиссии, работала в городской аттестационной комиссии. Участвовала в работе республиканской конференции Соросовских учителей, Математического форума и пр.

Более 20 лет Любовь Петровна занималась педагогической практикой студентов МФ, являлась руководителем дипломных работ. Работает в Государственной экзаменационной комиссии математического факультета университета.

Является составителем многих учебно-методических пособий: "Элементарная математика" (для студентов педагогического отделения МФ), "Математика" (пособие для абитуриентов), "Математика для поступающих в ЯГУ", "Творческий подход учащихся к итоговой аттестации по геометрии в 7 классе". Педагогом составлены комбинированные тесты для переводных экзаменов в 8 классе для отбора на дальнейшее профильное обучение, программа спецкурса "Уравнения и неравенства с модулем и параметром" для учащихся 8-11 классов, тексты зачетных работ по математике для 5-11 классов. Любовь Петровна-инициатор единого терминологического диктанта по геометрии в 7-11 классах на определение самого грамотного математика школы и нетрадиционных форм экзаменов по алгебре и геометрии.

Творческое отношение к работе, полная самоотдача школьному делу Л.П.Мун способствовали появлению целой плеяды талантливых учеников. Многие из них были победителями городских и республиканских олимпиад, 6 ее учеников - кандидаты физико-математических наук. Но самая большая гордость педагога - ученики, ставшие учителями математики, и их немало. Награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР.

Любовь Петровну отличают принципиальность, высокая требовательность к себе и окружающим, любовь к детям. Это и служит основой глубокого уважения коллег, учеников и их родителей.

 

 

q

Зайцева Маргарита Константиновна

Родилась 16 февраля 1929 г. в с.Антоновка Нюрбинского района ЯАССР. В 1954 году окончила естественный факультет Якутского педагогического института и направлена учителем химии в Чокурдахскую школу Аллаиховского района. С 1967 по 1998 гг. -учитель химки средней школы № 9 г: Якутска.

Великолепное знание предмета, творческий подход к делу, владение разнообразными методами и способами обучения делали уроки Маргариты Константиновны необычайно интересными, насыщенными, запоминающимися. Она создала и оригинально оформила кабинет химии, в котором накопила богатейший раздаточно-дидактический материал.

Опыт работы Зайцевой М.К. широко обобщен и распространен в городе и республике через городские, республиканские семинары и педчтения. Ею разработаны методические пособия: "Кабинет химии школы № 9 и использование имеющихся наглядных пособий, раздаточного материала" (1987, 1991), "Алгоритмы решения задачи по химии" (1989), "Методические указания к решению задач по курсу химии" (1990).

Этот кропотливый, добросовестный труд дал свои результаты: ученики Маргариты Константиновны ежегодно занимали призовые места на городских и республиканских олимпиадах, выезжали на зональные туры, всероссийские химические олимпиады в города Новосибирск, Москву. Среди бывших учеников Маргариты Константиновны врачи, биологи, химики, из них Могилева В., Максимов О., Аргылова Н.-кандидаты наук.

Маргарита Константиновна является стипендиатом Международного фонда "Дети Саха-Азия", обладатель гранта Сороса.

 

 

q

  Готовцева Ника Панфиловна

Родилась 29 ноября 1929 г. Во время войны, обучаясь в школе, окончила курсы медсестер, работала в Вилюйской райбольнице. В 1944 г. поступила в Якутский пединститут на физико-математическое отделение. После окончания вуза в 1948 г. направлена на работу в п. Нюрба, где проработала 16 лет учителем математики, завучем, директором школы. Ника Панфиловна-яркий, творческий педагог. Ее отличают огромная трудоспособность, любовь к предмету и желание привить эту любовь детям. Наряду с традиционными методами обучения смело использовала новые технологии, особенно ей удавалось дифференцированное обучение. Одна из первых в районе освоила кабинетную систему обучения, создала образцовый кабинет математики, на базе которого неоднократно проводила открытые уроки и семинары для учителей школы, района и республики.

Ее ученики постоянно показывали высокий уровень подготовки при выполнении контрольных работ, на экзаменах и олимпиадах в районе, республике, России.

Опыт работы Готовцевой Н.П. получил широкое распространение в республике.

Среди учеников Ники Панфиловны есть кандидаты, доктора технических наук, в их числе зав. кафедрой черчения ЯГУ Николаев Н.С.

Высокий уровень профессионализма Готовцева Н.П. пронесла через всю свою педагогическую деятельность, работая в Усть-Нерской средней школе и средней школе №9 г.Якутска. В 60-х годах Н.П.Готовцева возглавляла методическую службу Оймяконского района и сумела поставить на высокий уровень методическую работу в школах, обобщала и распространяла лучший опыт учителей.

За успехи в учебно-воспитательном процессе награждена Почетными Грамотами МО РС(Я), Сибирского отделения АН СССР.

Занесена в Книгу Почета Нюрбинского улуса.